• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Четвертый день программы профессиональной переподготовки Мастер управления в социальном предпринимательстве «Социальные инновации и предпринимательство»

С 20 по 27 апреля проходит I модуль программы «Социальные инновации: лидеры, формы и возможности».

Очередной учебный день начался с выступления-практикума Татьяны Бурмистровой, регионального директора международного фонда "Reach for change", председателя управляющего совета фонда "Навстречу переменам". Выступление касалось темы разработки миссии социального предприятия. В самом начале практикума эксперт рассказала о важности наличия у социального предприятия четко выраженной миссии, поскольку это привлекает потребителей, инвесторов, поставщиков, партнеров и участников сообщества, поддерживающих проект. Лектор подчеркнула, что миссия может быть сформулирована как лаконично, например, «Положить конец бездомности», так и достаточно широко, к примеру, так: «Мы поддерживаем потребление здоровых органических продуктов питания, выращенных и произведенных местными организациями, следующим принципам экологической и социальной ответственности». Татьяна Бурмистрова также определила место миссии социального предприятия в рамках уже знакомой нам теории изменений: миссия — это определенное видение того, какие краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели преследует чейнджмейкер — человек, который делает изменения, — а также какие задачи и конкретные действия он собирается выполнить для достижения поставленной планки. Так, на примере проблем детей, которыми занимается фонд «Навстречу переменам», эксперт объяснила, как стать самым настоящим чейнджмейкером. Для этого необходимо: определить проблему, ведь в сфере детства достаточно много проблем; затем попытаться найти решение с помощью инициативных людей в рамках программы «Инкубатор»; совместно с партнерами вкладываться в стартапы, финансовые и интеллектуальные ресурсы. На следующем этапе достигаются краткосрочные цели социальный стартап обретает уверенность, связи и доверие; затем осуществляется переход к достижению среднесрочных целей — стартап достигает финансовой устойчивости и доказывает свою готовность к масштабированию; это приводит к выполнению долгосрочных целей — решения социальных предпринимателей влияют на значительное количество детей в их целевой группе, тем самым достигаются цели устойчивого развития ООН; наконец, это приводит к нашему видению — миру, в котором все дети могут раскрыть свой потенциал. 


Продолжился день с лекции Татьяны Евлампиевой. Государственная политика в области поддержки и развития некоммерческого сектора в нашей стране — очень важная тема, поскольку она касается и регуляторных механизмов, и закрепления существующих практик, и даже мер этой поддержки. О существующих инструментах поддержки НКО, о ведущейся работе в этом направлении рассказала начальник отдела развития некоммерческого сектора экономики Департамента социального развития и инноваций Минэкономразвития РФ Татьяна Евлампиева.  

Со следующей лекцией о НКО, понятиях и видах НКО, преимуществах и недостатках реализации социальных инноваций в форме НКО выступил ведущий научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Владимир Беневоленский. По мнению эксперта, помимо того что некоммерческие организации имеют некоторые функции в социальной сфере, они еще и имеют особые преимущества. К ним можно отнести близость к получателю социальной услуги, доступ к филантропическим и волонтерским ресурсам; определенным плюсом некоммерческих организаций в социальной сфере является диверсификация спектра оказываемых услуг, инновационный потенциал, а также возможность решать или смягчать проблемы, с которыми не может справиться государство. Это подтверждают и результаты проведенного Центром всероссийского обследования НКО в рамках мониторинга состояния гражданского общества: 48 и 42% респондентов на вопрос о том, должны ли НКО наряду с государственными учреждениями участвовать в решении социальных задач в сфере образования, здравоохранения, культуры и т. д. ответили «безусловно должны» и «скорее должны» соответственно.

В завершении дня прошла лекция и мастер-класс Владимира Вайнера о коммерческих организационно-правовых форм для создания социальных предприятий. В каких случаях лучше организовать НКО в виде фонда, а когда в форме АНО? Можно ли реализовать социальные инновации в рамках коммерческих организационно-правовых форм? И какая форма соответствует социальному предприятию? В этих и других бизнес- и коммерческих вопросах разбирались вместе с директором Фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway Владимиром Вайнером.