Защита групповых проектов - кульминация Летней школы
Заключительный день Летней школы был полностью посвящен групповой работе над научно-исследовательскими проектами.
Участники школы за четыре дня должны были создать проект исследования с нуля: выбрать тему, составить план работы, найти источники и собрать необходимую теоретическую базу и разработать презентацию. Непосредственно перед выступлениями у участников было время, для того чтобы добавить последние штрихи к своим проектам.
Группа под руководством Натальи Ивановой представила проект на тему «Исследование потенциала инвестиций социального воздействия в Иркутской области». Целью данного проекта было выявление окна возможностей на уровне предложений инвестиций в данной области. Для этого предполагается провести кабинетное исследование и интервью для ответа на вопрос: «При каких условиях потенциальные инвесторы готовы осуществлять инвестиции социального воздействия?» В качестве барьеров были названы отсутствие информированности и специфика целевой аудитории.
Участники группы под руководством Владимира Беневоленского выступили с проектом на тему «Особенности взаимодействия территориально-общественного самоуправления (ТОС) и органами региональной власти и местного самоуправления». Несмотря на то что именно взаимодействие территориально общественного самоуправления и органов государственной власти определяет траекторию развития гражданского участия на местах, лишь 22% граждан слышали о ТОС. В качестве гипотез исследования были названы доминирование формальных бюрократических подходов к формированию ТОС и использование инструментов ТОС органами местного самоуправления.
Группа исследователей, выбравших тему «Сравнительный анализ российских и зарубежных практик социального предпринимательства на примере ряда стран (Россия, Киргизия, США)», в качестве рабочей гипотезы предположили, что развитие социального предпринимательства связано с совершенством нормативно правовой базы. Научный руководителем выступила известный эксперт в этой области Екатерина Шекова. Критериями сравнительного анализа были выбраны наличие государственного финансирования, ограничение субъектов, законодательство, наличие инфраструктурной поддержки и гибкость организационной миссии.
Группа во главе с научным руководителем, профессором НИУ ВШЭ Мариной Шабановой представила проект на тему «Мусорная проблема в России и практики гражданского общества по ее ослаблению: что могут и чего не могут НКО?». Проанализировав исследование Центра 2014–2019 годов и доклад Greenpeace 2016 года «Что делать с мусором в России», исследователи поставили цель выявить сбои в механизмах становления разных практик, ослабляющих мусорную проблему в России и определить потенциал НКО как актора-катализатора развития прогрессивных практик.
Исследователи предъявили интересные данные об участии россиян в практиках РСБО и практиках по сокращению образования мусора. Так, в настоящее время сортируют бытовые отходы 13% россиян, отказываются от использования пластиковых одноразовых пакетов 7,5%. Гораздо лучше дело обстоит с использованием энергосберегающих лампочек: это практикует 59 % россиян. Вывод из исследований Центра состоит в том, что ослаблению мусорной проблемы способствуют самые разные социально-экономические практики домохозяйств, в том числе и такие, которые участник и напрямую не связывают с этой проблемой. Успешное продвижение РСБО зависит от объединения усилий акторов разных уровней и типов — власти, бизнеса, НКО и обычных россиян. Надо заметить, что на протяжении всего хода работы Летней школы стоял контейнер по сбору пластиковых бутылок из-под питьевой воды.
Презентация групповых исследовательских проектов завершилась защитой проекта на тему «Реализация миссии ресурсных центров НКО в развитии гражданского общества» под руководством известного специалиста в области управления культурными проектами, маркетинга и поиска внебюджетного финансирования, директора Creative Entreprise Consulting Денниса Рича. В рамках своего исследования участники группы нашли подтверждение своим гипотезам о том, что большинство ресурсных центров действительно игнорируют институт миссии как ключевой ориентир развития деятельности, а центры, миссия которых включает имманентные компоненты, имеют более высокие объемы финансирования.