• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

О добровольчестве с точки зрения религии

Борис Кнорре выступил с докладом на семинаре «Студенческое социальное добровольчество: актуальные практики и перспективы развития», организованном Российским православным университетом св. Иоанна Богослова.

О добровольчестве с точки зрения религии

Докладчик представил аудитории православного вуза доклад на тему «Студенческое социальное добровольчество на церковных приходах Русской православной церкви: проблема мотивации в конфессиональном контексте».Он отметил, что в организации молодежных волонтерских групп при церковных приходах, в отличие от групп людей более старшего возраста, есть своя специфика, в частности, организаторы не должны рассчитывать на участие одних и тех же студентов в долгосрочной перспективе. Состав таких групп быстро меняется, так как для молодого человека участие в добровольческой деятельности – скорее возможность попробовать себя, осмыслить жизненные проблемы, познакомиться со сверстниками, возможно, наметить какие-то пути для собственной реализации, и он, как правило, не нацелен на долгосрочное, регулярное вовлечение в добровольчество. В то же время добровольческие группы, состоящие из взрослых, сформировавшихся людей, более предсказуемые, и организаторы диаконических практик в большей степени могут опираться на добровольческих труд взрослых, чем молодежи.  По словам докладчика, от такой закономерности ему не раз говорили священники на церковных приходах, организующих диаконические практики с помощью привлечения добровольцев. 

Однако для церкви вовлечение молодежи в добровольческую деятельность на приходах важно также еще и с точки зрения приобщения как их, так и реципиентов помощи к православию.  Не случайно стратегия соответствующих центров РПЦ состоит в том, что социальное служение подразумевает не только благотворительную деятельность, но и одновременно проповедь православного вероучения. Это подтверждают и общие методические рекомендации, зафиксированные в методических пособиях, одобренных на официальном церковном уровне. Ситуация принципиально разнится от того, что мы сегодня наблюдаем на Западе, где в некоторых европейских странах диаконические добровольческие организации зачастую вынуждены дистанцироваться от своей конфессиональной аффилиации, и соответственно от проповеди религиозных идей, что иногда приводит к полному блокированию своих религиозных принципов в рамках процесса “advanced secularization”, обозначенного исследователем Мэтью Вудом.

Но в то же время сегодня специфика координации студенческих православных групп со стороны церковных приходов не одинаковая, и во многом зависит от характера и устройства общинной жизни на этих приходах. На разных церковных приходах действуют разные принципы организации общинной жизни, это отражается и на организации добровольческих групп. Так, например, при организации добровольческих групп силами монашески-ориентированных приходов и тем более, при монастырях важным оказывается принцип послушания. Но все же в большинстве случаев привлечения добровольцев силами РРЦ, ее лидеры и активисты благотворительной деятельности все более и более отходят от правил субординации, обусловленными монашескими принципами.

Более того, докладчик отметил, что в процессе создания волонтерских групп при церковных приходах на самом деле, хоть и не очень быстро, но тем не менее вырабатываются свои этические принципы, в которых важнейшим оказывается не столько послушание и аскетические требования, сколько помощь ближним, взаимоподдержка и социальная открытость. Эти группы нередко бывают ориентированы на нетворкинг, на межприходское и межинституциональное сотрудничество.  По мнению докладчика, в развитии добровольческого служения можно видеть предпосылки формирования своеобразной, отличной от монашеской, мирянской этики в Русской православной церкви, на нехватку которой в традиции православии не раз указывали русские философы.  

 

Докладчик представил аудитории православного вуза доклад на тему «Студенческое социальное добровольчество на церковных приходах Русской православной церкви: проблема мотивации в конфессиональном контексте».Он отметил, что в организации молодежных волонтерских групп при церковных приходах, в отличие от групп людей более старшего возраста, есть своя специфика, в частности, организаторы не должны рассчитывать на участие одних и тех же студентов в долгосрочной перспективе. Состав таких групп быстро меняется, так как для молодого человека участие в добровольческой деятельности – скорее возможность попробовать себя, осмыслить жизненные проблемы, познакомиться со сверстниками, возможно, наметить какие-то пути для собственной реализации, и он, как правило, не нацелен на долгосрочное, регулярное вовлечение в добровольчество. В то же время добровольческие группы, состоящие из взрослых, сформировавшихся людей, более предсказуемые, и организаторы диаконических практик в большей степени могут опираться на добровольческих труд взрослых, чем молодежи.  По словам докладчика, от такой закономерности ему не раз говорили священники на церковных приходах, организующих диаконические практики с помощью привлечения добровольцев. 

Однако для церкви вовлечение молодежи в добровольческую деятельность на приходах важно также еще и с точки зрения приобщения как их, так и реципиентов помощи к православию.  Не случайно стратегия соответствующих центров РПЦ состоит в том, что социальное служение подразумевает не только благотворительную деятельность, но и одновременно проповедь православного вероучения. Это подтверждают и общие методические рекомендации, зафиксированные в методических пособиях, одобренных на официальном церковном уровне. Ситуация принципиально разнится от того, что мы сегодня наблюдаем на Западе, где в некоторых европейских странах диаконические добровольческие организации зачастую вынуждены дистанцироваться от своей конфессиональной аффилиации, и соответственно от проповеди религиозных идей, что иногда приводит к полному блокированию своих религиозных принципов в рамках процесса “advanced secularization”, обозначенного исследователем Мэтью Вудом.

Но в то же время сегодня специфика координации студенческих православных групп со стороны церковных приходов не одинаковая, и во многом зависит от характера и устройства общинной жизни на этих приходах. На разных церковных приходах действуют разные принципы организации общинной жизни, это отражается и на организации добровольческих групп. Так, например, при организации добровольческих групп силами монашески-ориентированных приходов и тем более, при монастырях важным оказывается принцип послушания. Но все же в большинстве случаев привлечения добровольцев силами РРЦ, ее лидеры и активисты благотворительной деятельности все более и более отходят от правил субординации, обусловленными монашескими принципами.

Более того, докладчик отметил, что в процессе создания волонтерских групп при церковных приходах на самом деле, хоть и не очень быстро, но тем не менее вырабатываются свои этические принципы, в которых важнейшим оказывается не столько послушание и аскетические требования, сколько помощь ближним, взаимоподдержка и социальная открытость. Эти группы нередко бывают ориентированы на нетворкинг, на межприходское и межинституциональное сотрудничество.  По мнению докладчика, в развитии добровольческого служения можно видеть предпосылки формирования своеобразной, отличной от монашеской, мирянской этики в Русской православной церкви, на нехватку которой в традиции православии не раз указывали русские философы.