• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Алексей Горячев, управляющий партнер RB Partners, венчурный инвестор, амбассадор Сколково выступил с лекцией о «Импакт-инвестицииях»

Лекция прошла в рамках программы профессиональной переподготовки по социальному предпринимательству, организатором которой выступает Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.

Алексей Горячев, управляющий партнер RB Partners, венчурный инвестор, амбассадор Сколково выступил с лекцией о «Импакт-инвестицииях»

В начале занятия Алексей Горячев задал вопрос о том, что слушателям нужно от бизнеса и что им интересно в области импакт-инвестирования. Участники программы предложили обсудить такие вопросы: чем отличаются импакт-инвестиции и филантропия? Какие источники инвестиций существуют? Как привлекать западный капитал? Топ-направления, куда идут импакт-инвестиции, и как скоро это придет в Россию (или анализ уже существующего опыта, например опыта таких фондов, как Рыбаков Фонд). На что люди готовы выделять деньги, и какие тренды существуют сегодня в импакт-инвестировании? Как привлекать деньги от международных благотворительных организаций (типа Красного Креста)?

После вопросов аудитории Алексей захотел познакомиться с участниками, чтобы оценить, как он сказал, картину мира. Для этого он задал два противоположных вопроса: что вам не нравится в этом мире и на что в данном мире можно опереться, что нравится?

На первый вопрос прозвучали самые разные ответ: неравенство; коррупция; невежество; двойные стандарты; мало эмпатии и доверия; нестабильность; излишний капитализм; популярность хайповых тем, которые не несут в себе социального значения (анти смыслы); человеческая инертность и безответственность; излишняя радикализация социальных явлений (экстремизм и феминизм). На второй отвечали вполне очевидно – любовь, дети, дружба, доверие

Выслушав ответы, эксперт отметил, что так же и в импакте очень тяжело оценить последствия чего-либо, рефлексировать и понимать, что нравится, а что мешает.

Стереотип о социальном предпринимательстве — социальные предприниматели делают что-то хорошее, лучшее, чем у других, поэтому все вокруг должны им помогать. Задачу занятия лектор сформулировал в том, чтобы изменить это понимание социального предпринимательства и научиться определять плюсы и минусы такого рода деятельности.

При этом, «мы» (так говорил эксперт, говоря о социальных предпринимателях) стараемся найти серьезную нишу и задачу, а не заработать больше денег. И в этом отношении любые другие предприниматели асоциальны. То есть, социальное предпринимательство исключительно положительно.

Эксперт рассказал о себе и своем пути в сфере предпринимательства, о том. Как возникло желание создать инвестиционную компанию, чтобы дать свободу людям в возможностях инвестировать самостоятельно, чтобы люди могли найти свой риск и принять ответственность за свои действия. Как сказал эксперт, через 5 лет радости бизнес приносить не стал, хотя процветал. И пришло понимание, что цель не достигнута, компании нет, есть лишь биржа продаж акций, а свободы у людей нет. Поэтому так важно нащупать что-то, что содержит больше смысла, чем мы на то имеем права. Важно понять — почему мы становимся предпринимателями? Ведь это вопрос сил и энергии в те моменты, когда нам может быть тяжело.

Итак, модель социального предпринимательства, по мнению Алексея Горячева — поставленная цель, свобода, развитие, деньги потом, деньги сейчас в форме перехода от цели к деньгам сейчас. При этом все эти аспекты важны в глобальном понимании: «Когда бизнес делается с более высокой целью, чем только прибыль, создается исключительная вовлечённость сторон, высвобождается огромная созидательная энергия, что приводит, в том числе, к высоким финансовым показателям».

Далее эксперт спросил о месте в мире, миссии, смысле жизни. Кто-то отвечал — семейного счастья и поддержки близких, кто-то – о желании войти в историю как человек, изменивший мир, осознать, что жизнь прожита глобально. Что здесь важно? Это наши нынешние желания. Но точка фокуса может передвинуться, и важно понимать, где эта точка находится сейчас, чтобы думать о нынешних целях.

Также лектор ответил на вопросы слушателей, прозвучавших в начале занятия. Так, отличие импакта от филантропии состоит в ожидании рыночной доходности (82% у импакт-инвесторов ожидают ее), а также то, что импакт сложнее измерить.

Чтобы привлечь любые инвестиции, надо показать, что социальное предпринимательство — полная нормальность, это движение в сторону истории, важной не только для нас, но и для мира.

В какой области наиболее часто происходит импакт-инвестирование? 28% — микрофинансовые организации, перераспределение капитала, 14% — энергетика, жилищные проекты — 9%, с/х и пища – 6%, здравоохранение — 5%, 4% — образование. Здесь эксперт отметил интересную мысль: хотелось бы поменять данное распределение так, чтобы на образование шло больше, ведь предприниматели — вторые люди по влиянию на Земле, так как вплетают смыслы в ткань материального мира, а самые важные люди — учителя.

В конце эксперт напомнил, что социальные предприниматели — новая «нормальность» бизнеса. Бизнес — устойчивый и созидательный процесс, он создает все, что мы видим. Бизнес очень влиятелен в мире. И если помочь в ткань материального мира вплести социальные и искренние смыслы, это будет лучший бизнес, и мы будем жить в лучшем мире.