Фандрайзинг — это игра, в которой есть азарт
Александра Телицына выступила с лекцией о фандрайзинге для социальных проектов в рамках программы профессиональной переподготовки для социальный предпринимателей.
В начале лекции на тему «Фандрайзинг для социальных проектов» Александра Телицына представила результаты всероссийского опроса на тему фандрайзинга. Согласно результатам опроса руководителей некоммерческих организаций, более половины фондов используют два-три канала привлечения средств. Какие же каналы могут использовать как некоммерческие организации, так и социальные предприятия?
Во-первых, государственные гранты и субсидии, при этом не стоит зацикливаться на ведомстве, которое кажется наиболее близким по сфере деятельности, — могут обнаружиться неожиданные предложения и со стороны других учреждений и организаций. Кроме того, имеет смысл подавать заявку, даже если она не дотягивает по каким-то параметрам до требований грантодателя: нехватка баллов по одному критерию может быть скомпенсирована высокими оценками по другим.
Во-вторых, корпоративные и частные фонды могут помочь не только НКО, но и социальным предпринимателям, что часто неочевидно.
В-третьих, важную роль играют пожертвования от частных лиц и бизнеса. Обращаясь к этому каналу, следует помнить о важности «фандрайзинга отношений»: донора надо «выращивать», понимать его интересы и желания, рассматривать не только как источник поступлений, но и партнера. Социальная организация — это канал, который доноры используют для реализации своих идеалов, и жертвуют люди не самой организации, а именно на свои устремления. При этом мотивация доноров может быть очень разной — помимо альтруистического желания помочь конкретным людям, активной гражданской позиции, желания быть причастным, существуют также имиджевые факторы, мода на благотворительность, желание «смыть грехи» — и это сильные драйверы пожертвований, которые тоже нужно принимать в расчет. Точно так же при обращении к бизнесу нужно учитывать его интересы и искать, где они пересекаются с интересами организации: например, социальный проект может стать частью корпоративной культуры — и не столько просить денег, сколько предлагать взаимовыгодное партнерство.
Александра Телицына подытожила свое выступление цитатой Энн Ламотт: «Маяки не бегают по всему острову, выискивая, какую бы лодку спасти, они просто стоят и светят». Главное — как можно шире освещать деятельность своей организации, и спонсоры, совпадающие в ценностях и желающие помочь, постепенно придут сами.