• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Фокус дня - на благополучателей

Акцент седьмого дня программы V модуля программы профпереподготовки — тема оценки социального воздействия проектов.

Фокус дня - на благополучателей

Половину программы седьмого дня текущего V модуля заняли лекция и разбор кейсов Елены Селивановой, начальника Отдела правового сопровождения научной деятельности и вопросов интеллектуальной собственности НИУ ВШЭ.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

На основе множества примеров — от оренбургских пуховых платков до голосового помощника «Алиса» — эксперт и слушатели обсудили проблематику права на товарные знаки и нашли ответы на вопросы: Как связаны товарные знаки и место происхождения товара? Как определяется сходство товарных знаков?

Эксперт подчеркнула, что одной из распространенных проблем в области интеллектуальной собственности является проблема контрафакта. Во многих подобных случаях продавцы контрафактного товара предпочитают заплатить правообладателям компенсацию и не доводить дело до суда.

Елена Селиванова рассказала слушателям о том, как ведется учет нематериальных активов, как они поступают в организацию и как определяется срок их полезного использования и стоимость.

На основе кейса по разработке инновационного 3D принтера слушатели определяли, какие риски могут возникнуть в области интеллектуальной собственности и как их минимизировать.

В завершение занятия Елена Селиванова получила в подарок жизнерадостный энергетический апельсин с наклейкой, на которой изображена ворона — символ ВШЭ. Еще одно напоминание о теме интеллектуальной собственности!

Подборку материалов по данной теме можно найти на сайте Правового управления НИУ ВШЭ.

КАК ПРОЕКТ МЕНЯЕТ ЖИЗНИ БЛАГОПОЛУЧАТЕЛЕЙ?

Акцентом седьмого дня можно назвать занятие, на котором фокус внимания переместился на благополучателей. Юлия Ромащенко, директор по программной деятельности и отношениям с донорами Фонда поддержки и развития филантропии «КАФ», прочитала лекцию и предложила разобрать кейсы по оценке социального воздействия проектов.  

Анализ социального воздействия показывает, приносит ли деятельность проекта результаты, которые были запланированы в теории изменений. Эти результаты могут быть в определенной степени абстрактными и субъективными, поэтому важно правильно подобрать отражающие их индикаторы.

Индикаторы могут быть основаны на различных методах сбора данных, в число которых входят: самооценка, тестирование, наблюдение и действие. Если результат проекта связан с чувствами, отношениями или убеждениями, то стоит одновременно использовать субъективные и объективные индикаторы. В идеале следует стремиться оценить не само отсутствие или наличие изменений, а их масштаб. Для каждого индикатора полезно заранее задавать целевые значения, но сделать это сложно.

При анализе социального воздействия важно помнить, что изменения в жизни благополучателей могут быть не связаны с деятельностью проекта. Для того чтобы определить, что действительно являлось причиной изменений, используются различные статистические методы. Золотой стандарт — это рандомизированное контролируемое исследование, но в социальных проектах из-за высокой сложности оно практически не используется.

Слушатели под руководством коуча разобрали кейс из Нидерландов, в котором изучалось влияние на благополучателей консультаций по льготам для пенсионеров. Оказалось, что наиболее важным результатом проекта для них было не успешное получение льгот, а возможность пообщаться друг с другом. Полученный результат наглядно продемонстрировал важность качественных исследований воздействия.

Другой кейс состоял в анализе анкеты по оценке воздействия обучающей и мотивационной программы. Аудитория обсудила недостатки анкеты и возможные пути более продуктивного анализа социального и экономического воздействия.

Кроме того, Юлия Ромащенко привела некоторые примеры, показывающие методику анализа социального воздействия фонда «КАФ».

Эксперт рассказала слушателям о «монетизации» социальных результатов — их переоценке в денежной форме. Существуют разные методы монетизации. Например, метод гедонистического ценообразования заключается в анализе составляющих цены некоторого продукта или услуги (формирование цены на товар происходит так, чтобы покрыть издержки, связанные с закупкой, транспортировкой, хранением, продвижением на рынок и т.д. и обеспечить прибыль при его продаже с учетом конкуренции и спроса на данный товар). В частности, с помощью такого метода можно оценить влияние окружающей среды на стоимость жилья.

Анализ социального воздействия позволяет повысить эффективность социального проекта; в конечном итоге он помогает сделать лучше жизнь благополучателей. Однако не надо забывать, что для проведения анализа социального воздействия важно обсуждать не только успехи, но и неудачи проектов.

Фоторепортаж