Психологические аспекты лабиринта отношений
Третий день VI модуля Программы профессиональной подготовки был посвящён изучению психологии конфликта и организационного поведения.
Мы поссоримся и ... помиримся
Третий день заключительного VI модуля Программы профессиональной переподготовки начался с лекции Натальи Антоновой, доцента Департамента психологии НИУ ВШЭ. Эксперт обсудила со слушателями черты конфликтов и их виды. Черты конфликта включают в себя наличие противоречия, отрицательных эмоциональных переживаний и взаимодействия конфликтующих сторон. Противоречия в организации не всегда просто заметить: прежде чем это произойдет, может пройти много времени. Осознание противоречий — это первый шаг к разрешению конфликта.
Конфликты могут вызвать раздражение, злость, обиду — и эти негативные переживания нормальны, ведь в конфликтах мы отстаиваем свои интересы. Конструктивный конфликт способствует преодолению противоречия, росту. Деструктивный в свою очередь может закончиться переходом на личности и враждой.
Конфликты различаются по локализации противоречия: например, конфликт между менеджером, внедряющим в компании инновации, и сотрудниками, которые сопротивляются изменениям, — это конфликт между личностью и группой. Конфликты также подразделяются по типу причины — на конфликт ценностей, конфликт средств достижения целей и конфликт интересов.
Будущие мастера в социальном предпринимательстве обсудили те конфликты в организации, с которыми они сталкивались в своей практике. Кроме этого, эксперт предложила слушателям пройти тест на стили конфликтного поведения и обсудить на следующем занятии, в какой ситуации какой стиль поведения будет оптимальным.
Об организационном поведении без прикрас
Сегодняшнее занятие, проведенное Владимиром Штроо, профессором департамента психологии НИУ ВШЭ, началось с просмотра и обсуждения короткометражного мультфильма «Работа» (“El empleo”, 2008). Мир мультфильма — мир людей-функций — оставил у многих слушателей тягостное впечатление. Прежде всего потому что их представления о рабочей атмосфере и коллективной этике сильно отличаются от увиденного на экране.
А в реальности насколько характерно для людей испытывать счастье от работы? Как отношение человека к работе сказывается на его деятельности? Какие научные проблемы актуальны в сфере исследований трудовой деятельности человека? Эксперт и слушатели вместе искали ответы на эти вопросы.
Вторая половина занятия была посвящена изучению особенностей, классификации и структуре рабочих групп внутри организации. Закрепление конкретных видов работы за специалистами и объединение их в группы приводит к появлению самостоятельных подразделений в структуре организации. Группы подразделяются на формальные и неформальные, первичные и вторичные. Место человека в группе характеризуется его статусом и ролью; не зная того, какое место занимает человек в рабочей группе, невозможно как предсказать, так и объяснить его поведение в процессе трудовой деятельности.
В финале занятия Владимир Штроо пожелал успеха слушателям на защите ВКР, которая начинается уже завтра!