• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Подходы к изучению системы "Человек и организация"

На занятиях шестого дня заключительного модуля программы профпереподготовки слушатели исследовали системный подход к изучению проблематики человека и организации.

Лекция об организационном поведении началась с повторения материала, изученного на предыдущих занятиях, и ответов на вопросы. Владимир Артурович с первых минут Zoom-лекции задал дух интерактива и взаимодействия с аудиторией онлайн. Преподаватель напомнил о командных ролях по Белбину, таких как: Председатель, Оформитель решений, Новичок со свежим взглядом, Советник (Судья), Практик-организатор, Разведчик ресурсов, Душа группы, Отделочник («доводчик»).

Слушатели получили предложение внимательно проанализировать отношения «человек —организация», изучить черты и тех, и других. Рассматривая общие характеристики организации, лектор сделал акцент на том, что «любая организация — инструмент достижения целей как управляющего, так и любого работника». Он также предложил слушателям, у каждого из которых есть свой опыт работы в разных организациях, рассматривать материал занятия как с позиции организации, так и с позиции работника, то есть с двух крайне противоположных сторон одновременно.

Презентация подробно раскрыла семантический аспект термина «организация», общие признаки и внутренние переменные, структуру, задачи и технологии организации. Уточняя понятие «задач организации», преподаватель напомнил, что задачи предписываются не работнику, а должности!

Факторы внешней среды находятся за пределами организации, но могут на нее воздействовать, поэтому важно изучать и характеристики внешней среды. Отдельно Штроо напомнил об акрониме VUCA, аббревиатуре из английских слов, означающих нестабильность, неопределенность, сложность и неоднозначность, подчеркнув, что в особенности точно иллюстрирует сегодняшний день.

Лекция продолжилась изучением теоретических основ о видах организаций и системном подходе к их изучению. Владимир Штроо напоминает известное изречение Рассела Акоффа «Система есть целое, которое нельзя понять посредством анализа», из чего следует, что выражение «системный анализ» представляет собой оксюморон, поскольку ключевым методом системного мышления является не анализ, а синтез. Владимир Артурович обратил внимание слушателей на то обстоятельство, если каждая часть системы будет функционировать с максимальной эффективностью, система как целое НЕ будет функционировать с максимальной эффективностью, и это необходимо помнить, занимаясь любыми системными и организационными процессами.

Для того, чтобы выслушать мнения слушателей, преподаватель задал простой и одновременно сложный вопрос: «Что делает организация?». Аудитория после некоторой заминки по разные стороны экранов своих лэптопов, быстро среагировала, предложив варианты, среди которых и оказался верный: организация потребляет и делает потребление возможным.
В заключение были затронуты вопросы взаимодействия человека и организации, связанные не только с трудностями управления, но и с механизмами адаптации. Вместе с преподавателем слушатели посмотрели короткометражный ролик, в котором с юмором обыгрывались различные ролевые сценки с принятым на работу новичком, осуществляющим знакомство с организацией, начальником и коллективом.