• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Взгляд на общение с научной точки зрения

Онлайн-формат занятий восьмого дня VI модуля программы профпереподготовки не помешал слушателям потренироваться в искусстве позволять другим делать по-твоему, а также узнать подробности о патологии организационной коммуникации.

Переговоры - это искусство позволять другим делать по-твоему

Занятие началось с разбора домашнего задания, на котором была поставлена задача для определенных преподавателем заранее пар (в каждой из которых были обнаружены противоположные для участников характеристики). Напомним, что тестирование проводилось по типологическому опроснику Майерс-Бриггс, согласно которому четыре предпочтения взаимодействуют друг с другом, создавая уникальный тип личности. В обсуждении была возможность обсудить, что раздражает, отвлекает в переговорах, что может принести практическую пользу в дальнейшем, при ведении переговоров с носителем характеристики, отличной от собственной. Особый акцент был сделан на том, что участники анализировали и выносили на общее представление не себя лично, а только характеристики своей личности.

Зная свои предпочтения, узнавая о предпочтениях других людей, мы можем выявить свои сильные стороны, определить, какая работа походит нам больше всего и дает удовлетворение, а также помочь наиболее конструктивно взаимодействовать друг с другом.

Чрезвычайно интересно сравнение человека с айсбергом, в котором видимая часть может составлять всего лишь 10%, а скрытым остается подсознание. Например, иной раз стоит прислушаться к внутренним мотивам, подключить интуицию и чутье, услышать зов сердца.

В ходе занятия слушатели смогли подробнее узнать о том, как подобрать ключ к успешному ведению переговоров. Главное, о чем мы должны помнить, этот ключ всегда находится в наших руках, ведь, по известному выражению, «переговоры — это искусство позволять другим делать по-твоему». Ответ на вопрос, который объединяет вас с вашим контрагентом в переговорах — не уводить мысль в сторону, а одна из составляющих гарвардских переговоров — изобретение взаимовыгодных для обеих сторон историй, а уже в ней можно наметить программы мин и макс и двигаться в этих направлениях.

В качестве практикума Валерия Устинова предложила слушателям определить и сформулировать темы, которые могли бы вызвать интерес и поддержку PR-подразделения НИУ ВШЭ с целью получения дополнительной PR-поддержки, используя при этом полученные на занятии навыки и инструменты. Что может настолько заинтересовать общество? В какой теме, по мнению слушателей, не будет достойных конкурентов для ее экспертной проработки? Иными словами, как отметила преподаватель, какую проблему российского общества может помочь решить ваш совокупный опыт? Какие же темы были предложены нашей аудиторией? Есть ли жизнь после карантина, секреты selfmade, как создать с нуля соцпроекты. Алексей Быков предложил обратить внимание на решение проблем социума, так как общество стареет, и необходимо все больше мер поддержки старшим поколениям, при этом, учитывая реалии сегодняшнего дня, возрастает роль современных технологий. Но у этого есть и обратная сторона медали. Возможно, большое количество проведенного в виртуальной реальности времени может усилить психологические сложности интровертов, и здесь есть ниша для проектов поддержки таким людям в реале. Важна также и адаптация одиночества для лиц старшего возраста, как верно отметила Дарья Степура, в том числе и тех, не владеет интернетом. Необходимо помнить, как отметила Валерия Устинова, что большим плюсом аудитории является то, что все слушатели Программы — уверенные практики, имеющие опыт реализации соцпроектов, а не теоретики.

Коммуникация внутри организации

«Можно поспорить с утверждением, что все разбираются в футболе и медицине, но с тем, что абсолютно все разбираются в коммуникации, поспорить сложно. Слишком многое в нашей жизни завязано на коммуникацию». С этой мысли Владимир Артурович Штроо начал курс по внутренним коммуникациям в организации и предложил посмотреть на общение с научной точки зрения.

На первом занятии преподаватель рассказал про специфику организационной коммуникации, типы и функции, каналы, структуры и сети. Внутриорганизационная коммуникация важна для решения управленческих задач и достижения основных целей компании. Важно, чтобы сотрудники не чувствовали недостатка в информации о своих задачах или о работе в компании в целом, иначе у них возникнет тревожность, которую они попытаются снизить в том числе и с помощью слухов. Неформальное общение в организации — это всем известное «сарафанное радио», которое в американском обществе получило название «виноградной лозы». Слушатели задумались над тем, какая информация должна передаваться по восходящим, нисходящим или горизонтальным каналам.

Типы коммуникационных структур можно разделить на централизованные и децентрализованные. Невозможно сказать, какой именно тип коммуникации лучше подходит для той или иной организации, многое зависит от конкретных задач. Например, для решения творческих задач лучше подходят децентрализованные структуры, что подтвердил и частный опыт руководства у наших слушателей, которые пришли к таким методам работы путем проб и ошибок.

Участие сотрудника в коммуникативных сетях способствует в том числе и наращиванию «социального капитала».

Профессор рассказал аудитории о методике построения социальной сети компании «Азимут», разработанной компанией BSSL, позволяющей определить формальные и неформальные связи между сотрудниками, установить «Бутылочные горлышки» и «тромбы» в коммуникации.

Большое внимание Владимир Штроо уделил теме патологии организационной коммуникации, которая входит в сферу его научных предпочтений. Он особо отметил, что организации, как таковые, не создают действий для научения, а лишь создают условия, определяющие восприятие людьми возникающих проблем и их решения. Чем успешнее организации накапливают опыт и «научаются», тем выше вероятность, что они смогут обнаружить и исправить ошибки… Но не только, а еще и понять, где в каких ситуациях они сделать этого не в состоянии. Что делать в этом случае, и зачем в организации необходимо научение «с двумя петлями», вы сможете узнать, став слушателями программы профпереподготовки. Один из множества ценных советов, которые вынесли слушатели, не повторять ошибку виртуального руководителя, давая трудно осуществимое напутствие подобного рода: «Будь новатором, но проявляй разумную осторожность!»

Тема курса вызвала неподдельный интерес и активные обсуждения собственного опыта выстраивания организационной коммуникации.