• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Психология переговорного процесса: медиация

В рамках программы профпереподготовки слушатели ознакомились с техникой медиации, позволяющей конструктивно разрешить конфликтную ситуацию.

О том, как разрешить конфликт с помощью посредника, или медиатора, что позволит избежать деструктивного поведения, шла речь в лекции Натальи Антоновой. Эта техника как нельзя лучше подходит для решения организационного конфликта

Правовой статус медиатора закреплен в Федеральном законе РФ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров». Профессия медиатора — комплексная, на стыке психологии и юридической деятельности. Технику медиации слушатели могут использовать в своей деятельности. Согласно требованиям к медиатору, он должен быть старше 25 лет, то есть обладать жизненным опытом. Есть уже специальные программы образования для конфликтологов, но в обычной жизни медиатором может стать любой человек, также как и участвовать в суде присяжных.

Медиатор соблюдает правила конфиденциальности и не подлежит опросу в качестве свидетеля в суде. Принципы медиации: добровольность (в случае навязывания услуг люди менее будут склонны прийти к согласию), информированность, нейтральность (любые коалиции чреваты разрастанием конфликта), конфиденциальность, равноправие сторон (обе стороны имеют равные права, каждая из сторон получила равное право высказываться (например, партнеру-доминанту придется соблюдать это правило). Наряду с наличием авторитета, терпения, коммуникабельности, умения держать дистанцию, эмпатии для медиатора важно увидеть ситуацию глазами другого человека, умение слушать и слышать, не внося собственные оценки, а также сформированность системы общечеловеческих ценностей. Неожиданное качество — креативность, так как иной раз необходимо найти нестандартное решение проблемы.

Медиатор выступает посредником в диалоге, но он не выносит решение, а помогает участникам конфликта самим найти его найти, при этом очень важный момент — принятие каждой из сторон ответственности за ситуацию. Стороны не только принимают решения, но и выполняют их. С точки зрения психологии важно, что медиатор не реагирует на эмоциональные выпады, а при кокусе, то есть общении наедине, помогает каждой из сторон посмотреть на ситуацию глазами другой стороны. При нахождении решения чаще всего используется стратегия компромисса.

Во время занятия разбирались основные этапы и техника медиации, которая включает: технику активного слушания, Я-послание, парафраз, резюмирование, вербализацию чувств, вопросы (открытые, закрытые), обратную связь. Важный момент медиации — анализ результатов через 2–3 недели после соглашения (которое может быть заверено нотариально), чтобы проверить, выполнены ли соглашения.

В качестве домашнего задания преподаватель предложила слушателям посмотреть короткометражный учебный фильм, с помощью которого можно наглядно повторить пройденный материал, подробно изучив все этапы процесса медиации.