• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Не для школы, а для жизни мы учимся

Занятиям очередного дня Программы профпереподготовки как нельзя лучше подходит девиз Вышки, так как фокус дня был направлен на практические навыки слушателей. 

Конфликты лучше предупреждать, чем разрешать

Заключительные лекция и практикум Натальи Антоновой была посвящена специфике организационных конфликтов, их видам и причинам возникновения.

Люди приходят в организацию не просто как личности: у сотрудников есть формально прописанные роли, которые определяют их поведение. Оорганизационные конфликты в первую очередь связаны с тем, как человек выполняет свои задачи, что отличает их от межличностных конфликтов. Организация существует вокруг определенной цели, этой целью опосредовано деловое общение, и руководитель должен побудить к ее реализации. Рассогласование индивидуальных целей сотрудников и общей цели организации порождает конфликты.

Почему происходит рассогласование целей? Основная, глобальная причина возникновения конфликтов — это противоречие между сложившимися формами функционирования организации и изменяющимися условиями ее существования, которое возникает на разных уровнях. Из этого глобального противоречия проистекает ряд следствий, таких как: противоречия на уровне карьеры, подбора и расстановки кадров, делегирования обязанностей, функций управления. Противоречия накапливаются, и в какой-то момент может произойти взрыв. Важно не допустить такого развития событий и постараться заметить возникающее несогласие на ранних стадиях, не доводя дело до открытой конфронтации, что может потребовать радикальных структурных преобразований или даже разрушить организацию полностью.

Итак, конфликты лучше предупреждать, чем разрешать. Это не означает, что конфликтов не будет, но можно не доводить их до острой фазы. С этой целью следует, во-первых, мониторить то, что происходит внутри организации, наладить обратную связь на всех уровнях. Во-вторых, важно постоянно проводить мониторинг окружающей среды и трендов в отрасли и постоянно корректировать методы и стили управления. Гибкость управленческих решений позволит избежать ситуаций, когда менять потребуется сразу все. Например, в текущей сложной эпидемиологической ситуации намного проще тем, кто уже имел навыки работы с распределенными командами, чем организациям, которым приходится с нуля налаживать онлайн-процессы. Вовремя замеченный и конструктивно разрешенный конфликт может позволить организации перейти на новый уровень развития, улучшить психологический климат, обеспечить появление актуальных механизмов управления.

В заключение состоялся онлайн-практикум: слушатели срежиссировали несколько конфликтных ситуациий, для анализа которых потребовался весь полученный на курсе арсенал знаний, с тем чтобы определить характеристики каждого конфликта, найти предпочтительный способ поведения и получить обратную связь от коллег и преподавателя.

Взгляд в будущее

Валерия Устинова в ходе очередного занятия курса «Навыки эффективного ведения переговоров. Убеждающая коммуникация» предложила участникам заглянуть в будущее.

Всем слушателям в будущем предстоит организовывать взаимодействие с неизвестными партнерами, запускать новые неожиданные междисциплинарные и межкультурные программы и взаимодействовать с партнерами, не похожими на них самих. Кросскультурные коммуникации, как заметила преподавательница, становятся все важнее для социального предпринимательства, ведь все более активно развиваются межгосударственные проекты взаимодействия.

Для начала, однако, участникам было предложено отвлечься от прогнозов на будущее и выстроить несложную модель переговоров ребенка, который хочет, чтобы ему купили котенка, используя те подходы, о которых говорили в прошлый раз: проанализировав проблему, ценности и потребности сторон. 

В ходе вебинара подключился гость — Сергей Степанов, получающий MBA в китайской бизнес-школе, который рассказал о своем опыте ведения бизнеса в Китае и о тех неожиданных открытиях, которые ему пришлось делать на собственном опыте. Например, что для китайских бизнесменов важнее не то, насколько привлекательно твоии предложения с точки зрения цены и качества, но насколько сотрудничество окажется перспективным для долгосрочной перспективы. Китайское «да» не всегда означает да: мягкие, вежливые ответы и комплименты вовсе не означают, что договор окажется подписан. А директор по маркетингу крупнейшей компании может не знать, что такое «Инстаграм», потому что на местном рынке социальных медиа действуют совсем другие игроки. 

Что же общего между покупкой котенка и переговорами с директором китайского автоконцерна? В обоих случаях ключом к успешным переговорам является понимание того, совпадают ли представления и ценности сторон. Вступая в переговоры, критически важно понимать, что имеет значение для контрагента и правильно воспользоваться принципами речевого воздействия: 

  • взвешивать свою речь и вырабатывать общие понятия (принцип доступности)
  • использовать образы и метафоры, которые близки партнеру, ведь одна неуместная фраза может испортить переговоры (принцип ассоциативности); 
  • обращать внимание не только на речь, но и другие способы коммуникации — визуальные материалы, музыка в помещении, свет: в некоторых компаниях, например, запрещены любые запахи, в том числе парфюм, которые могут помещать другим людям (принцип сенсорности); 
  • демонстрировать эмоциональный посыл, а также чередовать коммуникационные эффекты, принимая во внимание тип личности контрагента (принципы экспрессивности и интенсивности). 

В качестве практики каждой из распределенных случайным образом трех групп слушателей было предложено за десять минут проанализировать одну из двух других: какие ценности и потребности объединяют этих случайно выбранных людей и какая социальная инициатива могла бы заинтересовать всех членов группы. Как оказалось, справиться с этим заданием было не так уж просто!