Обсуждаем онлайн: помощь и добрососедство во время пандемии
Исследователи и эксперты обсудили результаты всероссийского опроса населения Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ и узнали ответы на вопросы, сколько россиян уже помогали нуждающимся в помощи в условиях пандемии, а сколько заявили о своей готовности помочь.
На площадке Благосферы состоялась восьмая дискуссия из цикла «Что известно о состоянии российского гражданского общества на основе данных опросов и статистики?», отличительной чертой который стал онлайн-формат, продиктованный требованиями времени. С докладом о данных только что проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ «Высшая школа экономики» в рамках мониторинга состояния гражданского общества при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ всероссийского опроса населения выступила директор Центра Ирина Мерсиянова. В онлайн-дискуссии приняла участие исполнительный директор Благотворительного собрания «Все вместе» Кира Смирнова, а модератором выступила директор Благосферы Наталья Каминарская.
На кого полагаются россияне в сложных жизненных ситуациях? Как за последнее время изменилась готовность людей помогать друг другу? Какие представления наши сограждане имеют о том, кто должен помогать нуждающимся людям во время распространения коронавирусной инфекции, и кто им реально помогает? На эти и другие вопросы смогла дать ответы Ирина Мерсиянова, опираясь на данные, полученные в ходе 1046 телефонных интервью, проведенных с 1 по 19 апреля 2020 г.
На чью помощь могут полагаться россияне, если у них возникают жизненные проблемы, которые трудно решить в одиночку? Ирина Мерсиянова отметила, что такой вопрос в рамках мониторинга впервые был задан в 2006 году; и полученные данные с 2006 по 2011 год практически оставались неизменными. В 2020 году большинство респондентов традиционно обратится за помощью к родственникам (83%), друзьям и знакомым (73%). Это легко объяснить, так как вероятность, что у человека не окажется друзей или родственников, ничтожна мала. Во вторую очередь россияне обратятся к соседям (43%), коллегам по работе (48%), и лишь 15% россиян попросят помощи у благотворительных фондов и общественных организаций, причем приблизительно столько же респондентов обратятся в религиозные и национальные общины (15 и 13% соответственно). На государственные учреждения и службы в трудных ситуациях могут полагаться 30% россиян. Если говорить о динамике показателей, то общая иерархия показателей не изменилась с 2011 года.
Что думают россияне сегодня — во время непростых условий пандемии. По мнению трети (35%) респондентов готовность россиян помогать друг другу за последний месяц увеличилась, 39% респондентов считает, что люди помогают другим также, как и всегда, а 8% россиян считает, что эта готовность уменьшилась. Эти данные показывают то, что в массовом сознании людей, несмотря на обрушившееся обилие призывов находиться в самоизоляции, есть представления о том, что готовность людей помогать друг другу увеличилась. Сейчас, в апреле 2020 года, чуть чаще, чем каждый третий россиянин говорит о том, что в той или иной мере часто среди окружающих его людей можно встретить готовность помогать друг другу, при этом в обществе есть мнения, что такая помощь встречается редко или очень редко (28 и 14% респондентов).
После анализа приведенных выше данных интересно узнать ответ на вопрос, к кому люди обратились бы за помощью помимо семьи и родственников в случае необходимости самоизоляции при распространении коронавируса (вопрос сформулирован так, потому что опрос начинался тогда, когда эта необходимость еще не распространилась на всех россиян)? Обращает внимание то, что число голосов, которые получает тот или иной субъект, который мог бы оказать им помощь в данный конкретный момент, а не в какой-либо абстрактной тяжелой жизненной ситуации, меняется. Каждый третий рассчитывал бы на помощь госучреждений и социальных служб, 22% обратились бы к коллегам по работе, к соседям, также, как и к волонтерам (18 и 20%), 4% набирают общественные организации, 3% благотворительные фонды. Ни к кому из перечисленных в анкете не обратилось бы 16% респондентов, что в масштабах нашей большой страны, учитывая репрезентативную выборку, к сожалению, отражает огромное количество людей. Не к кому обратиться 9% россиянам. Если посмотреть на подъезд многоквартирного дома, то каждый десятый его житель и является тем самым объектом приложения сил всех тех, кто может оказывать помощь, включая волонтеров, как подчеркнула Ирина Мерсиянова.
Комментируя вышесказанное, Кира Смирнова прежде всего отметила, что интересны данные, говорящие о том, что всего 15% россиян могут полагаться на помощь благотворительных фондов и НКО. В основном, как рассказала Кира, фонды работают с людьми в тяжелых жизненных ситуациях, с детьми-сиротами, с людьми с тяжелыми заболеваниями, ОВЗ и т.д., поэтому можно предположить, что на вопросы анкеты отвечали те люди, которым никогда не приходилось обращаться к НКО такого рода просто потому, что они не попадали в такие тяжелые жизненные ситуации. Это скорее всего хорошая новость, говорящая о том, что потребность такого рода не настолько велика. Во-вторых, есть некоммерческие организации (их не так много), которые помогают решать отдельные жизненные проблемы вплоть до покупки не только стиральной машинки, но и коровы для малообеспеченной семьи и т.д. Такие проекты есть, но людям знакомы в основном крупные фонды, которые помогают в основном в лечении тяжелых заболеваний. Есть некий стереотип, что благотворительный фонд — это помощь в лечении, и при попадании в другие бытовые ситуации люди не обратятся за помощью в НКО.
Кира отметила, что многие НКО перегружены работой, поэтому при возрастании запроса (а сейчас лишь 15% россиян обратились бы за помощью к НКО) они могли бы и не справиться. Кира также отметила, что часто люди не обращаются в фонды, так как не готовы к публичному рассказу о своих личных историях и хотят сохранить, например, свою историю болезни, в тайне. Эксперт также подчеркнула, что вызывает удивление, что количество россиян, готовых обратиться к НКО в случае тяжелой жизненной ситуации, с 2011 года не изменилось, поскольку некоммерческий сектор с тех пор сильно окреп, но это означает лишь то, что они должны более внимательно подходить к информированию о своей деятельности.
Вступая в дискуссию, Ирина Мерсиянова обратила внимание, что 15% голосов, отданных респондентами НКО, составляют всего лишь половину от 30%, которые они отдали бы государственным структурам. Как отметила модератор дискуссии Наталья Каминарская, это хороший показатель!
Ирина Мерсиянова продолжила рассказ о том, кто должен, по мнению россиян, и кто оказывает помощь людям в самоизоляции. Самый большой разрыв при ответе на этот вопрос получили государственные учреждения и социальные службы: то, что они должны помогать, считает 76% респондентов, а то, что они реально делают это — лишь 22%. В случае волонтеров эта шкала колеблется от 49 до 36%, а в случае благотворительных фондов и общественных организаций этот цифры отличаются в три раза — лишь 10% респондентов из 30 считают, что волонтеры оказывают реальную помощь людям в самоизоляции.
Ирина Мерсиянова остановилась также на видах помощи, ее организации, опыте оказания помощи в связи с распространением коронавируса. Большой интерес аудитории вызвали ответы россиян, как поступить в конкретной жизненной ситуации, отраженной в вопросе: «А если бы ваши соседи оказались в условиях самоизоляции, Вы бы стали выносить за них упакованный по всем правилам мусор?» Каждый из участников дискуссии мог бы смоделировать для себя такую ситуацию, а из опроса следует, что 83% респондентов пришли бы на помощь своим соседям, что говорит о высокой готовности россиян прийти на помощь в трудную минуту.
Однако, как отметила докладчик, при высокой готовности помогать другим, сами россияне не спешат обращаться за помощью — абстрактно при наступлении сложной ситуации — за ней готов обратиться каждый второй, а сейчас, когда эта ситуация наступила, в условиях самоизоляции мы наблюдаем, как сжались эти цифры.
В чем кроется причина? Люди могут быть не уверены, что помощь придет, привыкли рассчитывать только на свои силы и, наконец, стыдно, неудобно. Пусть помощь придет к тем, кто в ней действительно нуждается!