• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Роль гражданского общества в решении задач социально-экономического развития

В ходе работы XXI Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, организованной в распределенном формате, состоялась первая сессия в онлайн-режиме в рамках секции «Государственное управление, местное самоуправление и сектор НКО».

Роль гражданского общества в решении задач социально-экономического развития

Участники сессионного заседания секции, представляющие международное профессиональное сообщество исследователей гражданского общества и некоммерческого сектора, ученые и эксперты из разных городов России, Армении, США и Израиля, собрались, чтобы обсудить роль гражданского общества в решении задач социально-экономического развития. Первая полуторачасовая сессия началась в 11 утра по Бостону и закончилась к часу ночи по Красноярску, учитывая широкую географию участников и докладчиков.

Группа авторов — Линда Джей Кук  (L. Cook, Brown University), профессор политологии, Университет Брауна (Бостон, США), Елена Ярская-Смирнова, профессор НИУ ВШЭ (Москва), Анна Тарасенко, доцент департамента прикладной политологии НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) — представили доклад «Аутсорсинг социальных услуг СОНКО в Российской Федерации: федеральная политика и региональные ответные меры».

В январе 2015 года правительство России приняло закон № 442 «Об оказании социальных услуг населению Российской Федерации», предусматривающий, что СОНКО (социально ориентированные неправительственные организации) могут регистрироваться в качестве официальных поставщиков социальных услуг, заключать договоры с региональными и местными органами власти на оказание социальных услуг и получать выплаты из государственных бюджетов. Основной целью этой реформы аутсорсинга было создание более разнообразного и качественного рынка социальных услуг, который мог бы реагировать на недовольство населения существующей системой и предоставлять новые услуги детям, выходящим из детских домов, инвалидам, программам «активного старения» для пожилых людей и др. Это крупная инициатива, направленная на модернизацию социального сектора России.

Авторы отметили, что их исследование сосредоточено на внедрении и результатах применения этого закона в 85 регионах России. Хотя требования были единообразными во всей Федерации, между регионами существовали значительные различия в их соблюдении.

В официальном правительственном исследовании, проведенном в 2017 году, через три года после реформы, регионы были разделены на несколько категорий в зависимости от доли СОНКО среди поставщиков социальных услуг в региональных реестрах: «лидеры», кандидаты на лидерство, средние регионы, те, кто сделал первые шаги, и те, у кого есть  потенциал. «Основная цель нашего исследования, — как отметила докладчик Линда Кук, — объяснить эту вариативность, проанализировать, почему регионы так по-разному реагировали на федеральный мандат».

Участники сессионного заседания узнали, почему некоторые регионы с готовностью реструктурировали свои социальные секторы, включив в них большое число негосударственных поставщиков, в то время как другие внесли скромные изменения и значительное число негосударственных поставщиков по-прежнему не играют большой роли. Авторы подошли к решению этого вопроса с помощью сравнительного метода тематических исследований, сосредоточившись на трех наборах или кластерах регионов, которые иллюстрируют расходящиеся паттерны ответа: Башкортостан и Пермь —лидеры, Самара и Карелия — комплименты, Москва и Саратов — отстающие. В гипотезы о причинах таких вариаций авторы включили институциональные, экономические и политические ресурсы.

Группа российских авторов — Сергей Баринов (МГИМО), Татьяна Абанкина (НИУ ВШЭ, Москва), Александр Беликов (НИУ ВШЭ, Москва), Яна Полякова (Городское агентство управления инвестициями, Москва) представили доклад «Атлас обеспеченности населения субъектов РФ культурными благами», в котором ответили на исследовательский вопрос: «Каковы межрегиональные различия в уровне обеспеченности населения субъектов РФ культурными благами?» Авторы проверили, правда ли, что самый высокий уровень обеспеченности характерен для Москвы и Санкт-Петербурга, а самый низкий — для республик Северного Кавказа и Южной Сибири, а также регионов нового освоения в Сибирском и Дальневосточном федеральном округах.

В докладе по пяти расчетным индексам обеспеченности впервые представлено описание и анализ межрегиональных различий в обеспеченности населения культурными благами между субъектами РФ. Основу исследования составили данные по условиям и услугам музеев, театров, концертных организаций и филармонических коллективов, библиотек, а также клубно-досуговых учреждений. Индекс по каждой из отраслей культуры рассчитывался как среднее арифметическое всех входящих в нее показателей, а в качестве исходных данных были использованы показатели Главного информационно-вычислительного центра Министерства культуры РФ за 2018 год.

В итоге были получены интересные результаты: скажем, по индексу обеспеченности населения условиями и услугами музеев и концертных организаций была выявлена разница между регионами более чем в 10 раз! При этом абсолютным лидером по обеспеченности культурными благами стал Чукотский АО. По результатам исследования сформирован Атлас обеспеченности населения субъектов РФ культурными благами по видам культурной деятельности по широкому кругу показателей, отражающих как условия и услуги, так и результаты деятельности, выраженные в посещаемости и востребованности культурных благ населением в регионах России.

Константин Яновский (Шомронский центр изучения экономической политики) и Сергей Жаворонков (Институт Гайдара) в своем докладе рассказали об исследовании, в котором обобщили исторический опыт благотворительности периода классического капитализма, проанализировали основные направления отхода от него с тем, чтобы выявить связь между отклонениями от лучших образцов и провалами в качестве оказываемой помощи.

Докладчик напомнил о совете Милтона Фридмана мексиканским коллегам не копировать современные американские институты, но обратить внимание на институты, сделавшие Америку свободной, богатой и могучей (первых 150 лет ее истории), который, по мнению авторов, актуален не только для Мексики, но и для России и даже для самих США и других развитых стран.

Первый день работы секции был насыщенным и интересным, а дистанционный формат сессии не помешал докладчикам получить живой отклик от аудитории, собравшейся у своих лэптопов. Все материалы, включая аннотацию, презентацию, тезисы и видеоверсию докладов, будут опубликованы в программе на сайте конференции.

Материалы Сессии