По ту сторону силиконовой долины
Первый день обучения второго потока программы профпереподготовки «Мастер управления в социальном предпринимательстве “Социальные инновации и предпринимательство”» продолжился лекцией профессора НИУ ВШЭ Александра Чепуренко.
Название лекции «По ту сторону Силиконовой долины: почему “повседневное предпринимательство” — тоже предпринимательство?» определило тему, главным сюжетом которой стали рассуждения о том, почему повседневное предпринимательство является таким же значимым, как и остальные типы предпринимательства, например, в Силиконовой долине.
По словам Александра Чепуренко, общее во всех видах предпринимательства — это тип поведения, отличающий предпринимательство от непредпринимательских форм хозяйственной деятельности, а именно логика принятия решения. Лектор приводит в пример концепцию Й. Шумпетера о предпринимательстве, согласно которой выделяется инновационная функция как основная отличительная черта. Инновации бывают не только технические, как принято думать, но и социальные, процессные и многие другие. Кроме того, именно предприниматели способствуют тому, чтобы экономика выходила на новые уровни. Докладчик рассказал, что по Сарасвати существует 4 типа поведенческой логики в управлении: логика причинности, визионерская логика, адаптивная логика и эффектуальная логика.
Компании можно условно разделить на «слонов» и «мышей». «Слоны» — огромные организации, в которые включены множество сотрудников. «Мыши» — это микробизнес, в котором занято не так много человек. Основные рабочие места, согласно приведенным тезисам, создаются микробизнесом, а не крупными компаниями, который и представляет собой повседневное предпринимательство. Повседневное предпринимательство как термин было введено для того, чтобы объединить все типы предпринимательской деятельности, которые выполняют важные для общества функции:
1) поддержание стабильности, создание новых рабочих мест для занятых, социальных лифтов для тех, кто бы хотел создать свой бизнес;
2) распространение в обществе знаний и навыков, важных для создания собственного бизнеса;
3) распространение в обществе представлений о предпринимательской деятельности, тем самым снижая уровень клишированных ошибочных представлений о предпринимателях;
4) обеспечение потребителей товарами и услугами, кастомизированными под потребности узких групп;
5) работа на непривлекательных рынках (этнический бизнес).
У повседневного предпринимательства есть определенное экономическое значение: в нем создается больше половины от всех рабочих мест отдельных стран, здесь производится не менее половины ВВП.
Существуют также типы повседневного предпринимательства: малое, семейное, женское, этническое, гибридное предпринимательство и самозанятость.
Такая разновидность предпринимательства, как «креативное предпринимательство», направлено на запуск собственных идей, а не на создание и управление собственным бизнесом, и не связано с притязаниями на высокий доход от бизнеса.
Умение действовать, решать задачи и использовать возможности с помощью ресурсов, которые доступны, «под рукой», называют бриколажем. Это могут быть материальные ресурсы, труд, знания и навыки, клиенты/рынки и институциональное окружение.
Таким образом, можно аргументированно резюмировать, что предприниматель — это не только инноватор из Силиконовой долины. Повседневное предпринимательство также имеет огромное значение для общества.