Государственная политика в сфере социального предпринимательства
Первая лекция второго дня обучения программы профпереподготовки была посвящена регуляторным механизмам в сфере социального предпринимательства и государственным мерам поддержки социального бизнеса.
Об актуальных направлениях госполитики в сфере социального предпринимательства рассказал Алексей Шестоперов, руководитель организации правовой поддержки субъектов МСП в Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства. Эксперт поделился со слушателями своим солидным опытом государственной работы в области поддержки и развития социального предпринимательства в России — на протяжении нескольких лет Алексей Шестоперов занимал пост заместителя директора департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития России.
Государственная политика в сфере социального предпринимательства с 2019 года претерпела серьезные изменения. Идея о законодательном закреплении социального предпринимательства возникла еще десять лет назад — первые попытки нормативного закрепления понятия социального предприятия относятся к началу 2010-х гг. Понятия «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие» были закреплены в новой редакции федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ. Поправки выделили социальное предпринимательство в отдельную область малого и среднего предпринимательства, определив специальные виды их поддержки.
Федеральный закон определяет «социальное предпринимательство» как деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей и способствующих решению социальных проблем граждан и общества.
В 2020 году началось формирование реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия. Приказом Минэкономразвития России от 29.11.2019 № 773 утверждены порядок признания СМСП социальным предприятием и порядок формирования перечня СМСП, имеющих статус социального предприятия. Для признания своего бизнеса социальным предприятием необходимо предоставить заявление и ряд подтверждающих документов.
Тема лекции вызвала большой интерес и превратилась в «горячую линию» со специалистом в сфере государственной поддержки социальных предпринимателей. Одним из вопросов стал вопрос о преференциях, которые дает статус СП: «Так какие “плюшки” получат организации после получения СП, зачем этот статус получать вообще?» В частности, одной из задач создаваемых Центров инноваций социальной сферы является поддержка социальных предприятий. Своим опытом работы в ЦИСС г. Санкт-Петербурга поделилась слушательница программы Ксения Иванова: «Мы можем помочь составить бизнес-планы и привлечь инвесторов, проводим обучающие семинары с привлечением экспертов и Комитета образования, но все же самое главное — желание предпринимателя развивать свой проект».
Слушатели программы поделились своим опытом получения статуса социального предприятия, а также описали барьеры, с которыми сталкивались на этом пути в разных регионах России: Санкт-Петербурге, ХМАО, Москве, Мытищах и т.д.
Такой спонтанный «нетворкинг», активное обсуждение личных кейсов помогли слушателям программы продолжить знакомство друг с другом. В каждом из случаев была возможность получить квалифицированную обратную связь от эксперта об особенностях получения статуса СП, а также о существующей финансовой, консультационной, методической и инфраструктурной поддержке.
В ходе лекции аудитория имела возможность обсудить проблемы взаимодействия социальных предпринимателей с государством, которое сегодня заинтересовано в развитии этой сферы и работает над созданием и закреплением новых инструментов и форм поддержки, а в отзывах в чате появились слова благодарности за информативную и расширяющую сознание лекцию.