• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Дизайн-мышление - что за страшный зверь?!

Будущие мастера управления социальными проектами разобрали основные этапы и инструменты методологии дизайн-мышления, в первую очередь ориентированной на интересы пользователя.

Дизайн-мышление - что за страшный зверь?!

Дизайн-мышление — это системный подход к решению задач, ориентированный на интересы и потребности человека. Такая идея впервые родилась у Герберта Саймона в 1969 году в книге «Науки об искусственном» (The Sciences of the Artificial), позднее концепция дизайн-мышления была развита учеными Стэнфордского университета и плавно перешла и в менеджмент. Методология основывается на наблюдениях и экспериментах, а слово дизайн в данном случае используется в контексте «проектирование», а не украшение. Главная идея метода — создание продуктов и услуг, ориентированных на интересы человека.

Бизнес-тренер и независимый эксперт в сфере управления человеческим капиталом, создания и реализации проектов на стыке интересов общества, бизнеса, государства Андрей Константинов расставил следующие акценты: 1) Человек должен быть в центре внимания. Разрыв ожидания и опыта — ощущение, которое возникает после использования продукта, когда эмоции не совпадают с ожиданиями, — распространенная ошибка, которую можно устранить с помощью дизайн-мышления; 2) Эмпатия — основа дизайн-мышления. Это навык, который нарабатывается в процессе и означает погружение в мир пользователя продукта с целью понять человека как можно лучше, чтобы определить почему и как он пользуется продуктом, как улучшить этот опыт; 3) Задача руководителя проектной команды — представлять максимально четкий образ клиента, чтобы исходить из потребностей клиента, а не своего решения.

Классический процесс дизайн мышления состоит из 5 этапов, включающих эмпатию, анализ и синтез, генерацию идей, протипирование и тестирование. Эксперт привел в пример 4 правила дизайн-мышления по Д. Келли. Во-первых, генерировать идеи, развивая идеи других. Во-вторых, необходимо собрать разнообразную по профессиональному опыту команду. Третьим шагом станет развитие эмпатии к пользователю продуктом через наблюдение. И, в-четвертых, «мыслить руками», что означает протипирование с помощью зарисовок и подручных средств.

В дизайн-мышлении также используются инструменты, помогающие наладить работу: анкетирование, глубинное интервью, длительные наблюдения, анализ текстов, эргономические исследования, UX исследования и опросы и т.д.

Лектор выделил «последствие» дизайн-мышления, к которому относится необходимость учиться и привлекать к этому подходу своих партнеров. Иными словами, необходимо вовлекать окружающих в идею этого подхода. Кроме того, это практико-ориентированный подход, требующий дисциплины и слаженной командной работы.

Обсуждая челенджи методологии, эксперт вступил в диалог со слушателями, тем самым давая аудитории возможность проявить эмпатию — сопереживать тому, кто в данный момент приболел и находится в больничной палате, или прикоснуться к атмосфере праздника с шариками и цветами по ту сторону экрана своих гаджетов. «Андрей, Ваша эмпатия заразительна», — отметила Елена Мещерякова, а по мнению Константина Попенко, было «интригующе интересно!» Лекцию Андрея Константинова посетили и выпускники первого потока: «В настоящий период нужно «генерить» выходы из сложившейся изоляции и новые продукты, думать и действовать быстро. Пришла на дизайн-мышление, чтобы подумать с Вашей помощью над своими текущими задачами по системе дизайн-мышления, к тому же в команде работается продуктивнее. А еще соскучилась по Вам, Андрей. Правда😊», — пояснила Виктория Рахимова.

Главная мысль заключается в том, что дизайн-мышление помогает переосмыслить свой взгляд на продукты и услуги компании, увидеть их глазами пользователя.