Роли разные важны
Технологическим приемам командообразования и значению разных ролевых функций в команде было посвящено очередное занятие первого модуля программы профессиональной переподготовки будущих мастеров управления социальными бизнес-проектами.
Слушатели разобрали теоретические аспекты технологий командообразования и узнали о необходимых шагах для достижения цели создания слаженной команды: все начинается с комплектования или переукомплектования, далее следуют знакомство или углубление знакомства, институционализация и легитимизация, формирование общего видения, позиционирование/перепозиционирование, планирование первого шага, и наконец, его исполнение и рефлексия полученных результатов. Почему так важен этот шаг? От глубокой и точной рефлексии зависит планирование следующей деятельности и развитие команды. Вопрос, который заставил аудиторию задуматься: «В состоянии ли руководитель сделать самостоятельно команду из сотрудников, или командообразованием должен заниматься специально обученный человек — например, социальный психолог?»
Известная сценка из фильма «День радио» послужила наглядным пособием для обсуждения ролей в команде, их плюсов и минусов. Можно ли назвать участников мозгоштурма командой? Как они взаимодействовали, какие цели преследовали и как распределяли роли?
Аудитория пришла к выводу, что ролевой репертуар участников любой команды — вещь стихийная, неуправляемая. Тем не менее всегда существует оптимальный набор командных ролей, который необходим для успешной работы команды. На своих личных примерах слушатели выдвинули такие командные роли, как: батарейка, аналитик, вдохновитель, маяк, пожарный, диспетчер, — а также с энтузиазмом приняли участие в предложенном лектором тесте Белбина.
Его прохождение потребовало от слушателей концентрации внимания, с тем чтобы определить, к какому из 8 типов, среди которых — исполнитель, координатор, формирователь, мыслитель, разведчик, оценщик, коллективист, доводчик, — принадлежат слушатели. Кого-то результаты больше уверили в четком превалировании одной роли, кого-то поставили в тупик, кого-то даже расстроили. Тем не менее всем его участникам тест показался интересным и качественным инструментом оценки структуры своих команд.
В завершение лектор предложил обсудить психологические портреты коммерческого и социального предпринимателя, выделить их положительные и отрицательные стороны. Во многом слушатели оказались схожи со своими предшественниками. В качестве положительных черт коммерческих предпринимателей были выделены инновационность, стремление к результатам, инициативность, смелость, амбициозность, настойчивость, прагматичность, наличие коммерческой жилки, выносливость, ответственность, самодостаточность, в качестве отрицательных — циничность, эгоизм, жадность, достижение цели любой ценой, меркантилизм, скупость, коварство, жесткость.
Социальный же предприниматель с положительной стороны, с точки зрения слушателей, отличается такими качествами, как заботливость, справедливость, гуманизм, человеколюбие, эмпатия, доброта, сострадание, щедрость, адаптивность, открытость, доверчивость, приоритет социальной проблемы над личной выгоды, но имеет и отрицательные, такие как доверчивость, мягкость, наивность, излишняя доброта, мечтательность, инфантильность. При планировании своей деятельности нужно учитывать, что они могут привести к антирентабельности и расфокусировке в целях, и уделять им бОльшее внимание.