• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Решение социальной проблемы: с чего начать

Слушатели программы профпереподготовки разобрали структуру эффективного анализа проблем, которые они хотели бы решить в ходе реализации своих социальных проектов.

Первое занятие практикума «Начальный этап решения социальной проблемы» было посвящено начальному этапу решения социальных проблем — сбору и анализу информации. Преподаватель Евгения Телицына, соучредитель Фонда поддержки социальных инициатив в сфере детства «Навстречу переменам», занимается работой с социальными предпринимателями с 2015 года. Свою миссию Евгения формулирует так: «Сделать все, чтобы социальным предпринимателям в России было легче и интереснее жить!»

Прежде чем начать строительство своего социального бизнеса, необходимо как можно глубже узнать теорию, проанализировать доступные данные, поинтересоваться статистикой. Наше решение зависит от того, как мы видим проблему. Постановка проблемы содержит сведения о пользователе, контексте и сути самой проблемы. Слушатели на своих примерах оттачивали навыки постановки проблемы, среди которых — проблемы трудоустройства людей с ОВЗ, популяризация внутреннего туризма, экологическое просвещение, безопасность детей, реабилитация и инклюзия детей и взрослых.

Эксперт познакомила аудиторию с такой методикой, как «дерево проблем», помогающей визуализировать контекст, в котором развивается проблема.

Практический формат работы с живой обратной связью не оставил никого из участников практикума равнодушным и позволил каждому из них погрузиться в работу с его проблемой и ценностями.

Второе занятие практикума слушатели продолжили анализировать проблемы, которые они хотели бы решить своими социальными проектами. Практикум провела Евгения Телицына, учредитель и исполнительный директор Фонда поддержки социальных инициатив в сфере детства «Навстречу переменам».

Эксперт разобрала самые распространенные ошибки при определении проблем. Описание проблемы не должно включать описание решения. Причины отражают то, что порождает проблему, а последствия — эффекты проблемы для отдельных людей и общества.

Слушатели также определили первичных и вторичных благополучателей для своего проекта, то есть тех, чьи проблемы будет решать проект (например, детей с ограниченными возможностями здоровья), и тех, на кого он воздействует (например, родители таких детей).

Карта эмпатии позволяет лучше понять благополучателей, увидеть то, как они взаимодействуют с миром, думают и чувствуют. К чему они стремятся и с какими препятствиями сталкиваются? Миссия организации включает определение, для кого она работает и на какие потребности клиентов она ориентируется. Она не должна быть обозначена слишком узко на тот случай, если проект будет расширяться.

В ходе практикума слушатели тренировались в определении карты эмпатии и миссии своих социальных проектов с получением обратной связи от эксперта и аудитории.