• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

НКО в мире предпринимательства

Лекционную программу четвертого дня на онлайн-площадке программы профпереподготовки завершил рассказ о возможностях НКО вести ориентированную на извлечение прибыли деятельность.

История успеха известного эксперта в сфере социального предпринимательства Владимира Вайнера, директора Фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway, заведующего Центром инновационных экосистем в социальной сфере НИУ ВШЭ, была посвящена социальной роли коммерческих организаций, началась когда-то с участия в собственном социальном деле, Агентства социальной информации в Калуге. Во вступительном слове Владимир отметил, что существует множество примеров, где нет четкого понимания — где грань между общественной пользой от некоммерческих и коммерческих проектов, социальным и несоциальным.

Эксперт рассказал слушателям программы об основных отличиях социального и коммерческого предпринимательства. Опираясь на определение Мухаммада Юнуса, можно утверждать, что социальное предпринимательство отличается от коммерческого целью: социальное дело имеет целью решение социальной проблемы, а не извлечение прибыли. Оно безубыточное, но не приносящее доход. В современном обществе принцип общественного блага все больше сменяет принцип максимизации прибыли.

Начав с успешного примера социальной кондитерской «Сладкая Эн» и ее принципов «осознанных сладкоежек», эффективности этой бизнес-модели, Владимир Вайнер описал три возможных ниши (мили, фронта) для развития социального предпринимательства. Первый фронт СП — сфера недостаточного внимания госструктур (например, реабилитация). Второй — сфера сервисных услуг человека, которая делает его жизнь комфортнее, способствует благоустройству (например, экосреды). Третий затрагивает область инновационных технологий, в которых государство и коммерческие компании не являются лидерами, например, в образовании, медицине.

Таким образом, Владимир представил социальное предпринимательство как особый вид деятельности социально ориентированных НКО и субъектов малого и среднего бизнеса, направленный на решение социальных проблем в сфере реабилитации, социализации, профориентации и трудоустройства социально незащищенных категорий граждан и решение других социальных проблем, требующих общественного участия, на основе собственной хозяйственной деятельности, а также обязательный элемент инновационной и социальной экономики.

В завершение эксперт привел примеры успешных социальных предприятий, о которых рассказывает издаваемый фондом Gladway при поддержке фонда «Наше будущее»  сборник «Социальное предпринимательство в России», таких как «Антошка» — сеть яслей и детских садов, «ВзаимоДействие» — инклюзивный кинотеатральный проект детей и взрослых с синдромом Дауна, благотворительный магазин «Лавка радостей», БФ «Летающие звери», проект «Лыжи мечты» — программа спортивной реабилитации детей и взрослых с ОВЗ (ДЦП, т.д.), «Наследие Севера» — проект по созданию красивых домотканых изделий и товаров с ручной вышивкой, способствующий сохранению качества быта северян, их промысла, его развитию в городах, «Простые вещи» — мастерские для людей с ментальными нарушениями, где дело есть каждому, «JewelGirls» — благотворительная программа арт-терапии для групп риска и пострадавших от насилия.

Эти истории успеха, по мнению Владимира Вайнера, очень вдохновляющие, а это как раз то, что может мотивировать будущих мастеров управления в сфере социального предпринимательства.