• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Предпринимателю на заметку: о психологии лидерства

На программе профпереподготовки состоялось заключительное занятие первого модуля курса «Роль лидера в социальном предпринимательстве: социально-психологические аспекты укрепления потенциала».

Предпринимателю на заметку: о психологии лидерства

Лидерство — понятие многогранное, и рассматривать его можно с разных точек зрения: как внутригрупповую роль, как особый склад личности, как процесс влияния, как внутригрупповую роль, отметил во введении профессор Владимир Штроо. Неудивительно, что существует великое множество научных концепций, описывающих разные стороны лидерства.

Эволюция классических теорий лидерства шла в направлении от не нашедшей подтверждения идеи особых «лидерских качеств» к поведению лидера, а затем расцвели ситуационные теории, принимающие в расчет организационные особенности и другие внешние обстоятельства. Лектор предложил участникам программы пройти тест на определение стиля лидерства согласно концепции «ситуационного лидерства» Фреда Фидлера. Основных стиля лидерства, по Фидлеру, два: ориентированный на задачу или ориентированный на взаимоотношения в команде. Эффективность того или иного подхода зависит от «ситуации», которая складывается из групповой атмосферы, характера рабочих задач и степени власти руководителя. Методика до сих пор не утратила действенность и имеет высокую точность. Обзор классических теорий завершила концепция трансформационного и трансакционного лидерства Джеймса Бёрнса; участники узнали о преимуществах трансформационного лидерства, которое предполагает сильное моральное воздействие на ведомого.

Вторая часть лекции была посвящена наиболее интересным и влиятельным теориям лидерства, появившимся за последние двадцать пять лет. Современные исследователи фокусируются на совершенно разных сторонах лидерства: например, теория эмоционального интеллекта говорит о важности социальных навыков, а концепции «связующего лидерства» и «горячих групп» указывают на важность связей и сплоченности. Теория опосредованного лидерства акцентирует внимание на том, что для реализации процессной функции лидерства необязательно занимать формальную позицию руководителя, а концепция «распределенного лидерства» говорит о том, что роль лидера может передаваться внутри команды, как эстафетная палочка. Концепция «внутреннего стимулирования» делает акцент на важности душевных переживаний лидера, а теория первичного лидерства рассматривает, как эмоциональное состояние лидера влияет на подчиненных. Эти и другие идеи были подробно рассмотрены в ходе лекции.

Участники поговорили об основных признаках лидерства, узнали о том, чем лидер отличается от руководителя, выяснили, каков минимальный набор лидерских компетенций и как их можно развить, а также получили от Владимира Штроо список полезной литературы, которая позволит в дальнейшем углубить свои знания.