Уроки прошлого
Лекция об исторических предпосылках социального предпринимательства в России стала завершающим аккордом первого модуля «Социальные инновации: лидеры, формы и возможности» Программы профессиональной переподготовки для будущих мастеров управления в социальном предпринимательстве.
Проследить путь развития благотворительности в России в XVIIII, XIX и начале XX века слушатели смогли вместе с Галиной Ульяновой, доктором исторических наук, ведущим отечественным специалистом в области изучения истории российской благотворительности, включая вопросы истории предпринимательства и промышленного развития.
Государственная политика поощрения благотворительности возникает при Петре I: монарх задает матрицу благотворительного поведения. Мотивы влияния государства на благотворительность при Екатерине II связаны с политическими идеями императрицы. В 1775 году в законе «Учреждения для управления губерний» впервые разрешается принимать учреждениям призрения «подаяния от доброхотных людей», а также упоминается о благотворительных учреждениях. В царствование Екатерины II возникает образец морального поощрения щедрых благотворителей. При Александре I обеспечение бедных обрело статус важной отрасли государственного управления. В законодательство в 1815 году было внесено Положение об «участии в благотворительности только лиц, уважаемых согражданами за добропорядочность и благочестие, незапятнанных нахождением под судом и следствием».
Слушатели открыли для себя множество исторических фактов. Так, одним из крупнейших в истории благотворительности остается пожертвование Прокопием Демидовым 1 млн руб., на которые в 1763 году был основан Московский Воспитательный дом. Разрушающийся, но по-прежнему величественный дом-остров и сегодня возвышается над набережной Москвы-реки недалеко от Кремля.
Имена многих предпринимателей дореволюционной России неразрывно связаны как с историей развития бурно развивающихся капиталов, так и с меценатством и благотворительностью. Уникальна история одного из крупнейших чаеторговцев своего времени Константина Абрамовича Попова. Выходец из самых низов, не отбросил свое прошлое, став богатым человеком: в 1861 году Попов построил бесплатное приходское двухклассное начальное училище в Больших Солях и щедро его финансировал. Считая, что нужно давать детям основы профессии, которая бы кормила их во взрослой жизни, в своем завещании он предназначал для этого 100 тысяч рублей.
После увлекательного двухчасового рассказа слушатели получили огромный мотивационный заряд из тех уроков, которые оставила нам в наследство история.