• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Обсуждаем онлайн: как пандемия изменила волонтерство

На очередном вебинаре из цикла «Что известно о состоянии российского гражданского общества на основе данных опросов и статистики?» Ирина Мерсиянова выступила с докладом и приняла участие в актуальной дискуссии об изменениях в оказании волонтерской деятельности и самих волонтерах в непростых условиях пандемии и сопутствующих ей социальных ограничений в обществе.

Обсуждаем онлайн: как пандемия изменила волонтерство

На площадке Благосферы состоялась десятая дискуссия из совместно организованного с Центром цикла «Что известно о состоянии российского гражданского общества на основе данных опросов и статистики?». Тема онлайн-дискуссии вызвала большой интерес и собрала вместе у своих лэптопов участников из разных городов на разных континентах мира — РФ, Армении, Украины, Ливана, Румынии, Франции, США и Канады, которые искали ответы на вопросы, отразившие новые грани волонтерства в условиях нарастающего кризиса в обществе. Как россияне помогают друг другу и вовлекаются в волонтерскую деятельность в условиях пандемии коронавируса? Раздражают ли их просьбы и призывы участвовать в добровольчестве, которых становится все больше и со стороны государства, и со стороны некоммерческих организаций? Как пандемия изменила общественное мнение о волонтерском труде и что происходит с волонтерской идентичностью россиян?

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ/ Татьяна Богословская

Ответить на эти многогранные вопросы помогли результаты всероссийского опроса населения, проведенного Центром в рамках мониторинга состояния гражданского общества на основе 2012 телефонных интервью по российской репрезентативной выборке в разгар ограничительных мер, объявленных в связи с пандемией, в апреле-мае 2020 года.

Хедлайнером встречи выступила директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова. Приглашенными экспертами стали Валерий Митрофаненко, координатор неформальной Ассоциации добровольческих движений Кавказа, которая занимается организацией волонтерства в период пандемии, и Анна Данилина, генеральный директор ООО «Мост к знаниям», вице-президент АНО дополнительного образования «Школа технологического предпринимательства», пополнившая в период пандемии ряды социальных волонтеров в Москве. 

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ/ Татьяна Богословская

Докладчик заострила внимание, что 38% взрослых россиян приходилось за последний год заниматься добровольческим/волонтерским трудом. Чаще всего в период проведения опроса декларировали себя как участников волонтерского труда люди среднего возраста обоих полов, а также жители сельской местности. В 2015 году мониторинг выявил 26% россиян, которым приходилось заниматься добровольчеством, то есть участвовать в общественно-полезном деле без принуждения и не для помощи близким родственникам, а в 2017 году доля таких респондентов составила уже 33% россиян.  Ирина Мерсиянова отметила, когда разница составляет всего 5%, мы не должны забывать, что в реальной жизни счет идет на миллионы людей.  

Если говорить о самоидентификации, то 13% взрослых россиян сказали о том, что они считают себя волонтерами/добровольцами, еще 7% испытывают по этому поводу сомнения, но 78% не считают себя таковыми. Почему себя не считает волонтерами значительная доля тех, кому приходилось заниматься волонтерским/добровольческим трудом, остается открытым вопросом для будущих исследований, как заметила Ирина Мерсиянова.

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Суммарный уровень волонтерской самоидентификации выше среди обоих полов в возрасте от 18 до 24 лет, как мужчины, так и женщины в этой группе реже не являются волонтерами. В городах миллионниках выше доля тех, кто не считает себя волонтерами. Волонтерская идентичность чаще формируется у людей с высоким уровнем ответственности за происходящее на уровне города, страны и даже мира, и на нее влияет социальное самочувствие людей. Те, кто оптимистично смотрит в свое будущее и ощущает себя полностью счастливым, чаше относит себя к волонтерам!

Валерий Митрофаненко отметил, что узнает себя как волонтера в представленных данных. Он также рассказал об особенностях оказания помощи в условиях пандемии в городе Ставрополе и в округе в целом, учитывая традиционные способы взаимопомощи и выручки на Кавказе. А участникам дискуссии наряду с экспертами представилась возможность задуматься над, казалось бы, элементарным вопросом от Анжелы Брянкиной — какими простыми словами можно объяснить организаторам молодежного добровольчества, что такое добровольческая деятельность?

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

О готовности людей помогать друг другу говорит 38% — доля тех, кто считает, что она увеличилась в период пандемии, а 42% респондентов считают, что готовность помогать встречается среди окружающих их людей часто или довольно часто, при этом женщины всех возрастов превосходят мужчин при ответе на этот вопрос. По мнению Нодари Хананашвили, это легко объяснить тем, что женщины чаще занимаются вопросами социальной значимости, тогда как мужчины в большей степени бизнес-ориентированны.  Докладчик подробно рассказала о декларировании готовности помогать друг другу и реальной помощи в зависимости от социально-демографических характеристик респондентов.

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

О терпимости и толерантности общества в непростых условиях социальной разобщенности говорит цифра в 92%. Практически все россияне спокойно относятся к призывам и просьбам принять участие в добровольческой деятельности, их они не раздражают; при этом женщины воспринимают их чуть более уравновешенно.

Кто-то и в чем-то готов это делать чаще или реже, но в целом 61% россиян готовы оказывать помощь — деньгами, вещами или же личным участием. При этом реально приходилось оказывать помощь в связи с распространением коронавируса лишь 26%, и это косвенно свидетельствует о том, что помощь поступала и по другим каналам и волонтерам не пришлось своей деятельностью закрывать «провалы государства».

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Анна Данилина рассказала, как выглядела помощь от волонтеров: иной раз ноша была тяжелой не только в переносном, но и прямом смысле — приходилось выполнять заказы пожилых жителей Москвы, находящихся в вынужденной самоизоляции, скажем, на 10 кг картошки. Возможно, поэтому существовал возрастной ценз в 50 лет. Она также рассказала, что именно государственные структуры столицы оперативно помогли организовать волонтерские команды по территориальному признаку, в которых большую роль сыграли лидеры с имеющимся опытом волонтерства, а в выходные дни проходили интересные мотивирующие тренинги. С другой стороны, недоработкой можно назвать то, что по окончании карантинных мер не было проведено никакой организационной последующей работы, ведь приобретенный опыт мог бы перерасти в системную помощь на регулярной основе. 

В завершение вебинара Ирина Мерсиянова представила аудитории индексы добровольческой активности, построенные с помощью метода главных компонент. Согласно этой методике, среднее значение ИДА составило по ответам всех участников 33,8 балла. Результаты И ДА были получены: по уровню доверия и готовности объединяться, возможности обратиться за помощью, а также чувству ответственности и ощущению счастья. Например, среди тех, кто считает, что за последний месяц уровень доверия людей увеличился ИДА составил 42,26 балла, а у тех, кто чувствует ответственность за то, что происходит в населенном пункте в полной или значительной мере, — 41,8.

Более подробно сравнить значения всех индексов и узнать о представленных на вебинаре данных можно из презентации и видеозаписи события.

Презентация доклада Ирины Мерсияновой:

Видеозапись дискуссии:

Репортажи о дискуссии: