• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Обсуждаем онлайн: практика использования россиянами волонтерских платформ во время пандемии

Ирина Мерсиянова выступила с докладом и приняла участие в экспертной дискуссии о практике использования россиянами волонтерских платформ во время пандемии на очередном вебинаре в рамках цикла «Что известно о состоянии российского гражданского общества на основе данных опросов и статистики?».

Обсуждаем онлайн: практика использования россиянами волонтерских платформ во время пандемии

Тема онлайн-дискуссии, организованной совместно с Центром развития благотворительности и социальной активности в Москве «Благосфера», в этот раз была посвящена платформам для координации волонтерской деятельности и тому, как пандемия повлияла на практику их использования россиянами. Приглашенным экспертом вебинара стала координатор программы «Быть рядом» благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Мария Рыльникова, а модератором выступила директор по коммуникациям и стратегическому развитию центра «Благосфера» Елена Темичева.

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Задача подобной платформы — организовать онлайн-встречу спроса и предложения волонтерского труда; это могут быть сайты или специальные онлайн-площадки, с помощью которых некоммерческие организации набирают волонтеров. Характерным примером в России может служить, как отметила докладчик во вступительном слове, платформа #МыВместе, созданная Ассоциацией волонтерских центров (АВЦ), Общероссийским народным фронтом (ОНФ), Всероссийским общественным движением «Волонтеры-медики» и проектом «Добро в России» и поддержанная государством. 

Международный опыт

Есть успешные примеры, как зарубежные, так и отечественные, создания платформ и благодаря низовым частным инициативам. Например, британская волонтерская инициатива «Взаимная помощь», которая от начала и до конца реализована силами добровольцев, которые создали платформу для поддержки групп местных сообществ, решивших поддержать других в период пандемии.

Активисты предоставляют возможность осуществлять помощь нуждающимся по всему миру, присоединяясь к уже зарегистрировавшимся в карте проекта движениям или создавая новые. Разработанное и запущенное еще в августе 2019 г., швейцарское приложение «Five up» в период пандемии стало отличным инструментом для эффективной координации частных лиц и организаций, нуждающихся в помощи, и волонтеров.

Также платформы можно классифицировать по иным основаниям: в одних случаях подобные платформы, направленные на поддержку уязвимых в условиях пандемии граждан, разворачивались в рамках уже существующих агрегаторов, в других случаях — были с нуля экстренно созданы как сами площадки, так и их онлайн-инфраструктура. Платформы-агрегаторы волонтеров значительно диверсифицированы по территориальному признаку. В мировой практике встречаются как исключительно локальные инициативы, реализующие поддержку в рамках города или его района, а в других случаях — сайты стремятся решать проблемы на национальном или наднациональном уровнях, предоставляя перевод веб-страниц на разные языки и находя сторонников в разных точках мира. Швейцарский проект «Вместе против Covid-19», по информации, предоставленной на сайте, уже объединяет около 4 миллионов человек в локальные группы взаимопомощи, и ставит перед собой цель — создать национальную сеть взаимной поддержки Швейцарии.

Аналогичные сервисы активно используются не только для доставки продуктов и лекарств, через них организуется поиск добровольцев для присмотра за детьми, помощи в домашнем хозяйстве маломобильным гражданам и людям с ограниченными возможностями здоровья. Яркими примерами служат французская интернет-платформа «Сеть взаимопомощи по борьбе с эпидемией COVID-19», запущенная в Буэнос-Айресе волонтерская программа «Большая забота» по уходу за пожилыми людьми, южноамериканская НКО «Хелперс», приложение «Дэй фор Дубай» и многие другие.

Отношение россиян к специализированным сайтам по организации добровольческой деятельности

Ответить на вопрос, как обстоит дело с использованием подобных сервисов в России и повлияла ли пандемия на практику их использования, помогли результаты всероссийского опроса населения, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в рамках мониторинга состояния гражданского общества на основе 2012 телефонных интервью по российской репрезентативной выборке в апреле-мае 2020 года. Интересные результаты были также получены в ходе четырех онлайн фокус-групп.

Ирина Мерсиянова прежде всего обратила внимание аудитории, что во время распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 повысилась значимость интернета, как с точки зрения получения помощи нуждающимися, так и для тех, кто хотел бы предложить свою помощь.

За последние три месяца обращался к каким-либо сайтам или другим сетевым ресурсам, где обсуждаются вопросы волонтерства и добровольчества, каждый шестой активный пользователь (16%) российской интернет-аудитории (которая составляет 81% от всех опрошенных). Наиболее активными посетителями специализированных волонтерских сайтов являются женщины в возрасте от 18 до 24 лет ( 32%), причем, чем меньше возраст женщин, тем выше доля посещающих волонтерские сайты; россияне с неоконченным высшим образованием ( 30%); студенты ( 34%); руководители высшего звена (38%) и представители неправославных христианских конфессий (31%). Руководители и в данном опросе подтверждают свою ресурсность, представляя наибольшую долю среди всех групп.

Ирина Мерсиянова отметила, что поведенческие характеристики, связанные с помощью нуждающимся (в период распространения коронавируса и за последний год), а также волонтерская идентичность напрямую коррелируют с посещением специализированных сайтов: каждый четвертый из помогавших/считающих себя волонтером, является посетителем волонтерских интернет-ресурсов (24–26%).

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Из практики волонтерской деятельности

Какой отклик эти результаты исследования нашли у практиков волонтерства, стоящих на передовой эффективных технологий поиска и обучения волонтеров? Стало ли обращений к интернет-ресурсам больше в период пандемии и сопутствующих социальных ограничений? Как отметила модератор дискуссии, Мария Рыльникова представляет собой организацию, в названии которой присутствует слово «волонтеры», поэтому ошибиться с идентичностью при обращении в их организации и поиска сайта трудно. Как отметила Мария, нужно учитывать, что в первую очередь все стремятся помогать детям-сиротам, а помощь взрослым не настолько популярна в обществе. В год обучение проходит порядка 450 человек. Суть проблемы несобытийного волонтерства состоит в том, что это — не быстрый процесс достижения результата: волонтер проходит серьезную подготовку и шаг за шагом, постепенно, идет к достижению цели. В процессе отсева остаются именно те, кто настроены на участие в волонтерстве, как на некий социальный проект.

Мария отметила, что во время вынужденного перехода на дистанционное обучение, даже та аудитория, которая обычно не активна в интернете, полностью перешла на онлайн-обучение, что говорит о более активном использовании дистанционных технологий наряду с мотивированностью. Желающих помогать было много, а условия самоизоляции расширили виды оказания помощи: команда фонда побывала и транспортными волонтерами, оказывали помощь пробоно, психологическую помощь онлайн.  Если говорить о демографических характеристиках, то по-прежнему у волонтерства — «женское лицо», хотя процент участия мужчин из года в год в год растет. Исторически так сложилось, в нашей целевой группе совсем нет студентов и в основном ее участники — рядовые служащие, — так прокомментировала социологические данные Мария Рыльникова. Также Мария отметила, что 7–8% обучающихся пришли в фонд из агрегатора «Школа социального волонтерства» после проведения ознакомительного семинара, около 2–3% — с платформ Мосволонтер и Доброволец. РФ. Основной же рабочий инструмент — это гугл-анкета и набор волонтеров на сайте фонда, подчеркнула Мария. Тем не менее, говорить о росте доли россиян, прибегающих к услугам волонтерских сайтов во время самоизоляции, не приходится, так как эти данные в пределах математической погрешности совпадают с теми, что были получены во время осени 2019 года, как заметила Ирина Мерсиянова.

Востребованность волонтерских платформ

Насколько востребованы волонтерские платформы в российском обществе? Регулярно пользующимся интернетом задавался вопрос: «Если бы существовал специализированный сайт, где добровольцы могли бы узнавать о том, где и когда они могли бы оказать помощь нуждающимся, подобрать себе волонтерскую работу «по душе», зарегистрировались бы вы на таком сайте?» Суммарно каждые двое из пяти респондентов (40%) положительно отнеслись к идее создания специализированного сайта для добровольцев (ответы «скорее всего, зарегистрировались бы» — 32% и «обязательно зарегистрировались бы» — 8%). Негативная оценка («не стали бы регистрироваться ни при каких условиях», «скорее всего, не зарегистрировались бы») характерна для более чем половины опрошенных (56%). Необходимо отметить, опрос выявил небольшую группу россиян, уже зарегистрировавшихся на подобных сайтах — в данном случае ее выявление в 0,2% имеет важное значение. Осенью 2019 года количество тех, кто обязательно зарегистрировался бы (12%) и тех, кто скорее всего зарегистрировался бы (32%), практически совпадает с данными во время периода самоизоляции.

При этом наиболее заинтересованы женщины в возрасте 18–24 лет (67%), студенты (66%), россияне с неоконченным высшим образованием (60%), россияне с высоким уровнем материального достатка («на автомобиль хватает» — 47%, служащие — 46%.

Участники вебинара узнали, как и в вопросе с текущим посещением тематических сайтов, в вопросе потенциальной регистрации на специализированном сайте выражают большее желание россияне, помогавшие другим в период распространения коронавируса, участвовавшие в волонтерском труде за последний год, а также считающие себя волонтерами.  У последних, а также у сомневающихся в своей волонтерской идентичности самая высокая доля готовых зарегистрироваться на специализированном волонтерском сайте (64–65%). Примечательно то, что те люди, которым не приходилось помогать нуждающимся в период распространения коронавируса, но они выразили готовность к этому, также проявили интерес и к регистрации на специализированном сайте — на одном уровне с уже помогавшими (48–52%%). Это свидетельствует о существующей потребности людей быть полезными в общих сложных жизненных обстоятельствах тем, кто нуждается в помощи, однако многие из них не знают, как реализовать себя в качестве помощника.

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ
© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Требования к единой волонтерской платформе (по мнению участников фокус-групп)

Приведенные выше данные количественного опроса могут быть рассмотрены сквозь призму результатов онлайн фокус-групп, в которых приняли участие простые граждане, волонтеры и волонтеры-медики. Как отметила докладчик, живой глубокий разговор позволяет получить непосредственные мнения и впечатления респондентов.

Подавляющее число волонтеров и многие респонденты из обычных групп зарегистрировались бы на специализированном сайте. При этом респонденты из числа обычных граждан в подавляющем большинстве не смогли назвать ни одного ресурса о волонтерской деятельности на данный момент, что свидетельствует о недостаточной медиа поддержке таких сайтов в данный момент на уровне СМИ, как федерального, регионального, так и местного масштаба, и интернета. Поддержка сайта на федеральном уровне, использование федеральных ресурсов для многих будет гарантией отсутствия мошенничества, повысит доверие к сайту.

Основные требования свелись к поддержке в СМИ, предотвращению мошеннических схем, прозрачности, доступности и понятности, и к возможности рассмотреть разные виды волонтерской деятельности и выбрать наиболее приемлемые по месту жительства. Таким образом, можно сделать вывод, что респонденты хотят получить возможность широкого выбора.

Однако, по мнению Марии Рыльниковой, в огромном количестве информации потребителю ориентироваться сложнее, с ее точки зрения, не надо смешивать событийное и проблемное волонтерство и направления внутри них. Она также отметила, что то, что раньше отталкивало, теперь, наоборот, популярно, и люди хотят пройти предварительное обучение, а иметь возможность осуществлять волонтерскую деятельность недалеко от места жительства действительно в приоритете у потенциальных волонтеров. Она также подчеркнула, что для страны очень важен вклад каждого волонтера, пусть это будет и доля процента!

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ
© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Презентация доклада Ирины Мерсияновой:

Видеозапись дискуссии: