• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Как технологии помогают в работе НКО?

Ирина Мерсиянова выступила с докладом и приняла участие в дискуссии о том, как технологические тренды влияют на работу некоммерческого сектора в России и мире.

Как технологии помогают в работе НКО?

Ирина Мерсиянова, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, стала одним из приглашенных спикеров вебинара «Новая реальность НКО: как технологии помогают в работе?», организованного некоммерческой организацией «Информационная культура».

Дискуссия вебинара коснулась одной из острых тем сегодняшней реальности. Ни у кого не вызывает сомнения, что в наши дни цифровизация касается всех сфер жизни, и организации некоммерческого сектора не стали исключением из правил: НКО идут в ногу со временем, а в условиях пандемии коронавируса и связанных с этим социальных ограничений в обществе использование интернет-технологий вышло на первый план.

Какие трудности в цифровизации испытывают НКО? Есть ли необходимый набор IT-компетенций для сотрудников небольших НКО? Нужно ли приглашать профессионала в CDTO (Chief Data Transformation Officer), который окажет поддержку в цифровой трансформации? Как НКО привлекать IT- и дата-волонтеров (например, data scientists) для достижения лучшего социального эффекта своей работы? На эти и другие вопросы искали ответы участники онлайн-дискуссии.

Ирина Мерсиянова рассказала о результатах Всероссийского обследования руководителей НКО, проведенного Центром в рамках мониторинга состояния гражданского общества при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2019 г. Объем выборки составил 852 организации, расположенных в городских округах, городских поселениях и иных муниципальных образованиях на территории 33 субъектов РФ.

Одним из основных элементов информационной открытости является сайт организации, который в 2019 году существует у более чем половины НКО (52%), при этом у половины опрошенных организаций также есть и страницы в социальных сетях. Не вызывает удивления, что эти цифры растут с каждым годом — 10 лет назад сайт существовал только у 22% НКО. Консультации, в том числе и посредством интернета, до наступления пандемии давали лишь четверть организаций (24%), годовые финансовые отчеты публиковали 23% из опрошенных организаций, независимые аудиторские проверки проводила лишь пятая часть (19%), а данные о них в открытом доступе публиковали лишь 9% организаций.

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Четверть российских НКО (25%) можно отнести к информационным лидерам, которые используют в своей работе 5 и более элементов информационной открытости. Разница с аутсайдерами (1–2 элемента) составила 11 п.п (31%), а 34% можно отнести к информационным «середнякам» с 3–5 элементами информационной открытости.  

Согласно данным исследования, 43 % НКО используют чаты, группы в социальных сетях, 26% применяют системы планирования и постановки задач, 16 % использует облачные средства хранения, 14% — корпоративные порталы, а 9% — CRM программы (автоматизация комплекса взаимодействия с клиентами и заказчиками).

Интересно, что чаще других применяют в своей работе информационные технологии организации, имеющие документально оформленный стратегический план, имеющие более 10 постоянных сотрудников, имеющие 4 и более источников финансирования (как внешние, так и внутренние), а также назвавшие в качестве основного источника финансирования субсидии и гранты от властей любого уровня; практикующие разработку проектов и личные встречи с донорами и использующие офлайн- и онлайн-фандрайзинг.

Однако больше трети опрошенных (35%) считает, что их НКО сможет оказывать услуги более эффективно, если будет развивать применение IT-технологий, а 28% — что это будет способствовать увеличению фандрайзинговых сборов.

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Речь также коснулась факторов, которые, по мнению руководителей НКО, в наибольшей степени определяют жизнеспособность организаций в современных условиях. Среди них уверенно лидируют важность задач, которые решает организация, энтузиазм сотрудников и добровольцев, лидерские качества руководителей, а лишь затем следуют квалификация персонала и качество менеджмента

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Спикерами дискуссии также стали Павел Грико, руководитель АНО «Ресурсный центр НКО Ивановской области», Алексей Сидоренко, руководитель Теплицы социальных технологий, Владимир Берхин, руководитель фонда «Предание», Светлана Горбачева, консультант по развитию НКО, член совета Ассоциации фандрайзеров; модератором выступила Наталья Киссель (АНО «Инфокультура»).

Можно сделать вывод, что российские НКО при осуществлении своей деятельности в той или иной мере используют информационные технологии, роль которых остро возросла при вынужденных ограничениях дятельности офлайн, однако, в этом направлении есть большой потенциал.

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Презентация доклада Ирины Мерсияновой