• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

О провалах и правилах государства и рынка

Изучение инвестиционного анализа для будущих мастеров управления в социальном предпринимательстве началось с анализа основных понятий фундаментальных основ микро- и макроэкономики.

Почему так важны основы экономики, о которых рассказывает старший преподаватель факультета экономических наук НИУ ВШЭ Дмитрий Малахов. Будущим мастерам управления в социальном предпринимательстве важно владеть принципами системного социально экономического управления. Многие слышали цитату о том, что экономика — это действующая глобальная религия, нравится это людям или нет (Питер Джозеф). Но напомним и продолжение, в котором сказано, что «тем из нас, кто желает увидеть, как разум одержит верх над догмой: у нас с вами впереди очень, очень долгий путь».

Существуют 2 основные системы — рыночная, где свобода ограничена действиями других людей, и плановая, в которой, условно говоря, за вас все решают.  

Рынок — совокупность экономических отношений, возникающих между субъектами рынок в сфере движения, товара и денег. Рынок построен на трех основных идеях: рационального эгоизма, ограниченности возможностей и ресурсов, экономической свободы. Каждый экономический агент вступает в систему договоров, чтобы достичь определенной цели.

У рынка также есть основные функции. Первая — ценообразующая (которая устанавливается в ходе договоров продавцов и покупателей). Вторая — стимулирующая (производство товара оптимальным образом). Третья — регулирующая (оппортунистическое поведение становится невыгодным).

Спрос и предложение — два столпа экономического сектора. Спрос — это о возможности и желании покупателя приобрести за меньшую цену. Предложение — это желание и возможность фирм произвести и продать за большую цену. Цель потребителя —максимизировать собственное удовольствие. Мы покупаем товары и услуги, чтобы «сделать себе хорошо». Производители стараются максимизировать прибыль. Подходит ли такая цель для социального предпринимательства и НКО?

Одна из важных концепций в экономике — это концепция равновесия. Поиск равновесия представляет собой процесс явных и неявных торгов. В равновесии обе стороны договора выигрывают, то есть обе стороны довольны.

О том, что вмешательство в рынок является одним из негативных процессов, наглядно можно узнать из примера введения налога на товар. НДС — это налог на цену производителя. Но потребитель видит уже цену производителя, умноженную на налог. НДС в России — это скорее налог для покупателей, потому что именно они его оплачивают, но в итоге продажи товара упадут.  

Дефицит и избыток могут выступить следствиями вмешательств в рынок. Обычно дефицит возникает в плановых системах, так как в них устанавливается потолок цен, и эта практика порочна. Более того, в плановой экономике предложение оторвано от спроса.

Однозначного ответа на вопрос о том, какая структура рынка является наиболее «полезной», нет. Однако конкуренция была названа наиболее привлекательным решением, так как в результате конкуренции цены на товар ниже, а качество выше. У монополий, например, нет стимулов к совершенствованию. Они неэффективно перераспределяют ресурсы и дискриминируют потребителей.

Очевидно, плановая экономика работает в идеальном мире. В реальном же работает конкуренция с элементами контроля.

Общественные блага — также важная и необходимая часть жизни. Эти блага доступны всем. Более того, они неконкурентны и неисключаемы. Слушатели узнали о способах решения проблем «провала рынка» и о том, что государство выполняет функцию «социального планировщика». Когда есть провалы государства и рынка, возникают НКО, или иными словами, это происходит, когда коммерческие организации не заинтересованы в принятии определенных социально экономических решений