• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Как связаны здоровье и привычка помогать?

На очередной экспертной дискуссии из цикла «Что известно о состоянии российского гражданского общества на основе данных опросов и статистики?» Ирина Мерсиянова выступила с докладом, в котором рассказала о связи здоровья и привычки помогать.

Как связаны здоровье и привычка помогать?

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Дискуссия на площадке медиацентра «Благосфера» стала уже тринадцатой из совместно организованного с Центром цикла «Что известно о состоянии российского гражданского общества на основе данных опросов и статистики?». Доклад хедлайнера встречи Ирины Мерсияновой был основан на данных всероссийского опроса населения по репрезентативной выборке, проведенного в августе 2020 года (2018 телефонных интервью с россиянами старше 18 лет), результаты которого показали, как россияне оценивают свое здоровье и каким образом это связано с волонтерством и их уровнем счастья.

Дискуссантами выступили эксперты, не понаслышке знакомые с состоянием здоровья россиян, потому что каждый день проводят на передовой в борьбе за их здоровье: известный врач, руководитель центра хирургии, онколог, инициатор благотворительных акций в период пандемии, советник главы республики Калмыкия Бадма Башанкаев и врач-диетолог, член ассоциации диетологов Канады, член научного совета и участник волонтерского сообщества «Аллергомамы» Наталья Нефедова.

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Модератор встречи, директор «Благосферы» Наталья Каминарская напомнила во вступительном слове о просветительской миссии цикла экспертных дискуссий: «Как нам кажется, представители некоммерческого сектора до сих пор не до конца осознают, какой огромный объем информации доступен для того, чтобы лучше делать свою работу,  точнее планировать свои проекты, эффективнее вовлекать российских граждан в благотворительность и социальную активность». В частности, она подчеркнула: «Те факты, знания и удивительные находки, которыми владеют исследователи из Высшей школы экономики, не просто становятся доступными в качестве информации для размышления —  каждому из присутствующих на встрече предоставляется  уникальная возможность принять участие в мозговом штурме по ее итогам и задать свои вопросы экспертам, в том числе в режиме онлайн».

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

У каждого счастье — свое

Как отметила Ирина Мерсиянова, с одной стороны кажется, если человек более обеспечен, ощущает себя более счастливым, чувствует себя более здоровым, то и в социуме он должен вести себя более активно, с другой стороны — есть многочисленные примеры низовой самоорганизации, когда НКО создавали не самые здоровые и богатые люди.

Как в целом оценивают россияне уровень своего здоровья? Лишь десятая часть респондентов считает свое здоровье очень хорошим, треть от опрошенных — хорошим, но большая часть россиян оценивают свое здоровье как как среднее (50%), плохое (9%) и очень плохое 2%. По мнению спикера, несмотря на то что эти цифры говорят лишь о субъективных ощущениях людей, за ними стоят их хорошее самочувствие, энергичность, бодрость и настроение.

Комментируя эти данные, эксперт дискуссии Бадма Башанкаев заметил, что оптимистичные ответы больше всего характерны для людей молодого возраста, что не мешает им, однако, меньше всего проявлять заботу о своем здоровье, хотя, по его мнению, задел хорошему здоровью дает именно бережное отношение к нему с молодых лет, а задача объяснить это стоит не только перед родителями, которые могут отчасти сделать это своим примером, но прежде всего находится среди приоритетов государственной политики. Первым же шагом на пути здоровья своего ребенка, по мнению Ирины Мерсияновой, может стать соблюдение режима сна и бодрствования, ведь именно привычка к здоровому сну является одним из залогов хорошего самочувствия на долгие годы.

Следующим этапом исследования стало выявление взаимосвязи между ощущением счастья россиян и состоянием их здоровья. Результаты опроса говорят о том, что россияне — счастливый народ, подавляющее большинство респондентов (79%) говорят о том, что они в той или иной мере счастливы. Если же говорить о доходах, то в настоящее время большинство россиян не дают оптимистичных оценок о том, что их месячный доход семьи позволяет легко удовлетворять их основные потребности: 30% россиян говорит о том, что это удается им с некоторым трудом, и это самый популярный ответ, еще пятая часть респондентов (19%) выбирает ответ «с трудом», а 17% удается делать это с большим трудом. Эксперты в студии пришли к выводу, что эти цифры лишний раз подтверждают широко известное выражение, что счастье у каждого свое.

Данные опроса говорят о том, что чем лучше самооценка своего здоровья, тем выше доля безусловно счастливых людей — в группе тех, кто оценил свое здоровье как очень хорошее, примерно половина респондентов говорит о том, что они счастливы, при этом выявляется и определенная связь с более хорошим материальным положением — доля тех, кто легко удовлетворяет свои основные потребности, в этой группе выше в три раза, чем в целом по выборке.

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Помогающее поведение россиян до пандемии

Представляя данные исследования, Ирина Мерсиянова подчеркнула, что в рамках мониторинга гражданского общества[1] Центр на регулярной основе изучает те явления, что делают общество лучше в любой стране, — благотворительные пожертвования, волонтерство,  помогающее поведение и т.д. Взаимовыручка, взаимопомощь, готовность прийти на помощь в трудную минуту всегда были отличительными чертами россиян, о чем говорят многочисленные народные пословицы и поговорки.

В 2019 году 39% россиян приходилось помогать незнакомому человеку, нуждающемуся в помощи, 34% — делать благотворительные пожертвования, пятая часть россиян (21% от опрошенных) передавала вещи или продукты в организацию, которая распределяет помощь нуждающимся, 4% довелось быть донорами крови или плазмы и 3% россиян упомянули, что работали в качестве волонтера в организации. Как отметила спикер, при изучении денежных пожертвований необходимо учесть, что анализ показывает, что доля тех россиян, кто неформально передает деньги незнакомцам, не считая это благотворительным пожертвованием, гораздо выше и доходит до 64%. Несмотря на то что волонтерство в стране переживает взрывной рост популярности и россияне активно вовлекаются в практики оказания неформальной помощи, настораживает, что лишь 3% россиян говорят о том, что имеют опыт волонтерской работы в организациях.

В целом, чем лучше люди оценивают состояние своего здоровья, тем активнее они вовлекаются в различные практики помогающего поведения. Однако, респонденты, оценивающие состояние своего здоровья как среднее, плохое и очень плохое, также участвуют в помощи незнакомцам, делают благотворительные пожертвования и участвуют в волонтерстве, что, по общему мнению присутствующих в студии экспертов, лишний раз подтверждает готовность россиян прийти на помощь как проявление лучших качеств их национального характера.  

На благотворительность в 2019 году чаще жертвовали не только здоровые, но и, в первую очередь, счастливые люди: среди тех, кто безусловно счастлив, 41% жертвовали деньги благотворительным организациям (против 25% в целом по выборке). А для тех, кто не может назвать себя счастливым, определяющим фактором стал доход: среди тех, кому легко или очень легко обеспечить основные потребности, заметно выше доля жертвователей. Как отметила спикер, для некоммерческого сектора приведенные выше данные могут служить сигналом, где искать группу поддержки своих благотворительных проектов.

 

[1] Мониторинг состояния гражданского общества ведется с 2006 года Центром исследований гражданского общества и некоммерческого ВШЭ при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Пандемия — время перемен

Во время пандемии практически три четверти россиян оказывали помощь близким людям. В этом случае речь не идет о денежных пожертвованиях, ведь такую помощь россияне прежде всего могли оказывать членам своей семьи.  

Финансовую поддержку незнакомому человеку оказывал каждый четвертый, благотворительным и религиозным организациям жертвовал каждый пятый наш соотечественник (по 21% от опрошенных). Эти данные дают определенную почву для раздумий, так как при ответе на вопрос, к кому бы россияне обратились за помощью, благотворительные организации упоминаются в 2 раза чаще, чем религиозные, а жертвуют при этом одинаково. Если анализировать взаимосвязь оказания финансовой помощи и в период эпидемии и здоровья, то те группы, которые хуже оценивают состояние своего здоровья, реже вовлечены в практики финансовой помощи, за исключением религиозных организаций. Наиболее же здоровые (по собственной оценке) россияне чаще других жертвовали благотворительным организациям и оказывали помощь незнакомым людям.

Как приглашенные эксперты, представители медицинского сообщества увидели эти цифры в переложении на реальных людей? Наталья Нефедова обратила внимание, что на высокий уровень пожертвований могла повлиять неординарность ситуации: «Не только город, страна, но и весь мир оказался в одной лодке, и это очень сильно чувствовалось». Бадма Башанкаев, который сам являлся организатором благотворительных акций во время эпидемии, очень верно подметил: «Беда пришла, и люди стали помогать. Так было всегда. Ну а как по-другому?!» Он также отметил, что многие знакомые из его круга приняли участие в благотворительных акциях и продолжают делать это до сих пор.

Бадма Башанкаев рассказал о личном опыте помощи своим коллегам-врачам, самоотверженно стоявшим на передовой борьбы с коронавирусом в Коммунарке, где в условиях карантина возникла проблема с тем, чтобы элементарно пообедать, ведь кормить врачей за государственный счет не полагается, а выйти куда-либо было проблематично, каждый раз при этом предполагалась смена защитного костюма, да и заведения общепита были закрыты. Волонтеры взялись за задачу обеспечения врачебного корпуса обедами, которые можно съесть, практически не выходя из рабочей зоны. Как отметил Бадма Башанкаев, эта благотворительная инициатива получила в Москве широкий размах, помощь неожиданно поступала даже от маленьких ресторанчиков и кафешек. Случались случаи покупки еды для врачей скорой помощи даже простыми прохожими, в частности, так поступала и Наталья Нефедова, если видела у подъезда машину скорой помощи.

Как отметила Ирина Мерсиянова, для социолога было интересно увидеть за бесстрастными цифрами пример из реальной жизни человека и прикоснуться к природе тех или иных поступков, скрытых за рамками данных статистики.

Продолжив свой доклад, исследователь обратила внимание аудитории, что опрос проходил по анкете, в которой вопросы россиянам задавались параллельно с такими же вопросами жителям других стран и в скором времени могут быть доступны межстрановые сравнения. 

Докладчик рассказала также и о том, кто и как соблюдал социальную дистанцию, делился с окружающими информацией или же участвовал в разных видах помогающего поведения.

5% россиян среди тех, кто оценивает свое здоровье как очень хорошее, по их словам, организовали группу активистов для помощи людям в условиях пандемии или присоединились к такой группе. Среди респондентов с плохим здоровьем таких людей выявлено в 5 раз меньше.

Ирина Мерсиянова высказала свое мнение, что хотелось бы, чтобы таких людей среди россиян было бы больше, и не только в условиях пандемии, хотя и за этими цифрами стоит огромная армия людей с большим сердцем, всегда готовым протянуть руку помощи попавшему в беду незнакомцу.

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Видеозапись экспертной дискуссии: