Трансформация третьего сектора в цифровую эпоху неизбежна
К такому выводу пришли участники IX Международной конференции исследователей гражданского общества, главная задача которой состояла в том, чтобы способствовать формированию междисциплинарного исследовательского поля гражданского общества в разнообразии его аспектов и предоставить условия для осмысления и разработки актуальных методологических концепций в сфере исследований цифровизации гражданского общества для широкого круга исследователей.
В ходе двух дней работы конференции обсуждались перспективы развития гражданского общества в цифровую эпоху, вопросы цифровизации деятельности НКО и волонтерства, инструменты и межсекторное партнерство в условиях цифровизации, цифровизация в сфере общественной активности, трансформация практик НКО и гражданского общества под влиянием цифровизации, аспекты влияния пандемии COVID-19 на цифровизацию организаций некоммерческого сектора и др. Отличительной чертой мероприятия стало его проведение в дистанционном формате с помощью современных цифровых технологий.
Перспективы гражданского общества как цифрового
Пленарное заседание конференции «К перспективе гражданского общества как цифрового» стало первым мероприятием, открывшим IX международную конференцию исследователей гражданского общества «Трансформация третьего сектора в цифровую эпоху».
В своем приветственном слове модератор заседания Лев Якобсон, вице-президент НИУ ВШЭ, научный руководитель Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, сделал акцент на значении научно-практической конференции для международного сообщества исследователей гражданского общества и обозначил глобальные тренды. «Люди, изучающие третий сектор, не просто сторонние наблюдатели, аналитики, а те, кто ощущают третий сектор, заинтересованы в его развитии», — подчеркнул Лев Якобсон. — Особую актуальность конференции придает ее прикладной характер. Сегодня у нас появилась необходимость не просто изучать цифровые технологии, но и непосредственно их осваивать, а тематика конференции соприкасается с самыми острыми жизненными проблемами третьего сектора». Как заметил модератор дискуссии, в результате конференции будут сформулированы и предложены актуальные рекомендации, которые будут полезны гражданскому обществу и его развитию, ведь цель конференции состоит в том, чтобы за счет институционализации сообщества исследователей российского гражданского общества и некоммерческого сектора и его международной интеграции способствовать повышению качества исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, а также определению детальных приоритетов перспективных научных поисков и экспериментов.
В своем докладе «Гражданское общество как пространство цифровизации» Ирина Мерсиянова остановилась на понятии гражданского общества как сферы человеческой деятельности за пределами семьи, государства и рынка, напомнив исследователям о его специфических функциях, таких как социализирующая, мобилизационная артикуляционная, сервисная, а также функция контроля и защиты. Спикер обратила внимание участников на результаты всероссийского мониторинга состояния гражданского общества, которые в условиях пандемии коронавируса продемонстрировали изменившийся уровень доверия россиян: если в апреле показатели оставались неизменными, то в августе показатели базового доверия стали падать. Учитывая стабильный рост доверия в последние годы, эти данные можно интерпретировать, по мнению спикера, как «тревожный знак».
Докладчик рассмотрела пять ключевых функций гражданского общества через призму результатов всероссийского обследования и тематику докладов, заявленных в программе конференции: доклад Марины Шабановой «Новые онлайн-практики потребителей и гражданское общество», например, подробно раскрывает социализирующую функцию гражданского общества, в то время как в докладе Сергея Ревякина «Перспективы развития потенциала НКО в поддержке имплементации инициатив электронного правительства в России» сделан акцент на его артикуляционной функции.
Особенное внимание было обращено на принципиально новые вопросы, касающиеся цифровизации третьего сектора. Так, 0,2% россиян стали заниматься волонтерством онлайн. Несмотря на то что этот показатель с социологической точки зрения граничит со статистической погрешностью, можно сказать, что мы наблюдаем зарождение такого явления. «Очень здорово, что мы живем в такое время, когда наш эмпирический объект исследования меняется на глазах», — подчеркнула Ирина Мерсиянова.
Доклад «Гражданское общество как пространство коммуникации: перспективы для общества цифрового» представила Анастасия Туманова. Исследовательница подробно раскрыла классические теории гражданского общества и гражданской культуры, акцентирующие внимание на коммуникационных характеристиках гражданского общества, с позиций становления цифрового общества. Слушатели конференции познакомились с теорией Имманулиа Валлерстайна и концепцией Элвина Тоффлера о чертах цифрового и сетевого общества. Спикер остановилась на концепции сетевого общества, или общества сетевых структур, Мануэля Кастельса, из которой следует, что сети связывают людей, институты и государство на основе коммуникации и технологий. По мнению исследовательницы, его модель сетевого предприятия возможно применять и к будущему некоммерческих организаций в том числе. Докладчик остановилась на тезисах работ Юргена Хабермаса, в частности, его теории коммуникативного действия, а также на основных положениях монографии Роберта Патнэма «Боулинг в одиночку» об угрозах и рисках цифрового общества.
Как отметила докладчик, «пока трудно понять, чего больше: рисков, угроз или позитивных тенденций. Но важно понять, что влияние цифровизации на гражданское общество не будет односторонним». В рамках своего доклада Анастасии Тумановой удалось через призму классических теорий описать, что в наши дни происходит с обществом и как трансформируется гражданское участие.
Лариса Никовская в своем докладе остановилась на особенностях взаимодействия власти и гражданского общества в условиях формирующихся цифро-сетевых отношений: «Следствием новой информационной эпохи является выстраивание взаимодействий между обществом и государством по-новому. Важно отметить, что усиливается не только потребность в открытости власти, но и происходит интенсификация взаимодействия власти и гражданского общества. В совокупности же государство приобретает функцию координатора, а не ночного сторожа». Докладчик также рассказала о новых свойствах общественного участия и изменении способов формирования общественной субъектности. Теперь субъекты — коллективные акторы, что неизбежно порождает необходимость найти баланс, по мнению спикера, «между монолитом государственной власти и гражданским плюрализмом». Отдельное внимание в докладе было уделено общественно-государственному управлению и краудсорсинговым интернет-площадкам для формирования массовых гражданских инициатив. В целом «усложнение социальной ткани общества», по мнению Ларисы Никовской, подтверждают и проведенные исследования на местном уровне, результаты которых были представлены в рамках доклада. Цифро-сетевое общество порождает новые форматы публичного управления: их необходимо исследовать и под них необходимо адаптироваться в рамках реализации эффективного межсекторного партнерства.
Заключительным докладом пленарной сессии стало выступление ведущего научного сотрудника Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, профессора НИУ ВШЭ Марины Шабановой, посвященного новым онлайн-практикам потребителей. По мнению докладчика, «интернет — уникальная площадка для развития разных видов кооперации и самоорганизации граждан», поэтому изучение практик самоорганизации и peer-to-peer кооперации потребителей в рамках интернет-сообществ представляет собой высокую важность в цифровую эпоху, позволяет изучить скрытый потенциал гражданского общества. Проведенное исследование показало, что развитие онлайн-практик потребления является в равной степени синтезом развития интернет-технологий и гражданского общества, несмотря на то что цифровые технологии развиваются более заметно, чем гражданское общество. В целом, почти треть (35,5%) россиян уже включалась в хотя бы одну из рассмотренных практик, а 42% намерены делать это в будущем. При этом важно отметить, что изученные практики имеют разный потенциал развития, выраженный в специальных коэффициентах стабильности и замещения. Исследовательница подчеркнула, что онлайн-практики потребителей сегодня укрепляют гражданского общество, но пока не выходят на этап прямой конкуренции с бизнесом. В то время как бизнес также адаптируется под меняющиеся интернет-технологии (например, интернет-маркетинг) и тем самым увеличивает риски для потребителей, роль информаторов и контролеров за качеством берут на себя некоммерческие организации.
Пленарное заседание дало старт IX международной конференции исследователей гражданского общества «Трансформация третьего сектора в цифровую эпоху», задав концептуальную рамку для всего последующего обсуждения.
Цифровизация деятельности НКО и волонтерства
Как цифровизация деятельности НКО и волонтеров в условиях пандемии сказалась на их работе? С какими трудностями столкнулись организации третьего сектора? Участники и докладчики сессии «Цифровизация деятельности НКО и волонтерства» вместе искали ответы на эти и другие вопросы.
Оксана Коротеева, член регионального штаба ОНФ в Москве, доцент кафедры управления информационными процессами РАНХиГС представила доклад «НКО в цифровом пространстве и уроки пандемии, точки роста» группы авторов (Н. А. Кирюхина (ОПРФ), Комиссия ОП РФ по поддержке СО НКО и развитию некоммерческого сектора, Е. А. Тополева-Солдунова (АНО «Агентство социальной информации», ОПРФ), О. В. Коротеева (ОПРФ, РГСУ), в котором рассказала о результатах опроса, проведенного в рамках деятельности Общественной палаты России. В нем приняло участие 564 респондентов изо всех регионов в России (в большей степени центральной части), деятельность которых связана со сферами образования, науки, культуры, социального обслуживания. Общий уровень цифровых компетенций большинство респондентов оценило как средний (70%), 20% оценили свой уровень как высокий. Наиболее активно применяются цифровые технологии в информировании о деятельности НКО через сайты и социальные сети, техническом обеспечении работы сайта, организаций и для реализации проектов. Наиболее часто используемые инструменты — рассылки, мобильные приложения, облачные хранилища, прямые видеотрансляции. В меньшей степени используется сбор средств онлайн, цифровые методы систем защиты, а также планирование и постановка задач с помощью цифровых технологий.
Докладчик рассказала, что 6% продолжали работать оффлайн и посещать офис, несмотря на то что большая часть работников НКО работала в дистанционном режиме. Выяснилось, что дистанционная работа большей части работников НКО не нравится — об этом заявило 65% опрошенных. Они объясняли это тем, что суть НКО состоит в прямом контакте с людьми, а также тем, что необходимо разделять семью и работу. Упоминалось и плохое техническое оснащение. Позитивными моментами дистанционного режима респонденты называли отсутствие необходимости тратить время на дорогу, а также гибкий график работы (30—35% опрошенных). Наиболее проблемными компетенциями удаленной работы назывались съемка и монтаж видео, работа с электронными таблицами, размещение файлов в Интернете, а также цифровая безопасность и настройка программ. Проблемы, с которыми столкнулись НКО, были в первую очередь связаны со сложностями технического характера, отсутствием средств, а также психологическими сложностями взаимодействия онлайн. Большинство НКО (каждая четвертая) сказали, что не оказывают цифровые услуги, а оказывающие их НКО предоставляют таковые в сфере образования и воспитания, социального обслуживания. Чаще всего НКО организовывали молодежные онлайн-проекты, а также проекты в сфере науки, культуры и искусства, образования и социального обслуживания. ПО данным опроса, дистанционная работа не помогла снизить издержки организациям. Многие НКО не готовы оказывать онлайн-услуги после пандемии, но кто-то готов продолжать реализовывать онлайн образовательные, молодежные, культурные проекты.
Подводя итог своему выступлению, докладчик заявила, что для цифровизации некоммерческого сектора необходимо техническое оборудование и финансы, а также компетенции сотрудников и организация взаимодействия с органами власти, особенно такие проблемы характерны для малых регионов.
Алексей Шаповалов, доцент кафедры социологии СКФУ, руководитель социологической службы социально-значимого проекта «Кампус общественных объединений Ставропольского края» представил доклад «Формирование социальных сервисов НКО как ответ на цифровые вызовы в условиях социальной нестабильности».
Докладчик отметил, что несмотря на внезапность появившейся необходимости переходить в онлайн-формат, у сообщества НКО Ставропольского края получилось быстро переориентироваться, так как у организаций региона уже имелся опыт удаленного взаимодействия в связи с особенностью территории. Особую роль сыграла горячая линия, как решение необходимости быстрой связи. Для информирования целевых аудиторий были активно использованы социальные сети. Исследователь отметил необходимость повышения доверия к благотворительным организациям, а также формирования позитивной информационной повестки, так как в период пандемии появилось большое количество фейковых организаций, собирающих деньги. Главными вызовами для НКО стали решение самоизолироваться, затрудненность координации с целевой аудиторией вне цифрового доступа, а также проблема ресурсного обеспечивания первого месяца.
Алексей Шаповалов представил проект общественно-добровольческого центра «Доброе сердце», выигравшего грант Специального конкурса Президентских грантов 2020 года. По результатам проведенного исследования выяснилось, что основной мотивацией волонтеров были гуманистические мотивы, более 80% опрошенных считают, что данное добровольческое движение нужно развивать и после пандемии, а 77% готовы сами продолжать участвовать. По итогам проведенных фокус-групп исследователь выделил три возможных стратегии социальной активности: самый оптимальный — диалог между властью и общественными структурами, а также два полярных — ориентировка гражданских активистов на государственные структуры, либо ориентировка государства на активность социальных групп. Участники конференции также узнали о необходимости ориентации на индивидуальный комплексный подход и сопровождение целевых аудиторий, а также о том, что повысившийся уровень доверия граждан к НКО наделил организации функцией «посредника». В завершение докладчик рассказал о том, какие социальные сервисы Центра «Доброе сердце» оказались наиболее важны в условиях пандемии, а именно: горячая линия, телефон доверия, продуктовая помощь, правовая помощь, «котелок поддержки», мамина служба (мамины заготовки), методическая служба, социологическая и информационная службы.
Темой совместного доклада стажера-исследователя Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Александры Брюхно и директора Центра Ирины Мерсияновой стали цифровые волонтерские платформы и оценка их перспектив.
Александра Брюхно рассказала об изменениях, которые наступили в третьем секторе в связи с общемировым процессом цифровизации. Участники конференции узнали о появлении волонтерских онлайн-платформ за рубежом и в России, которые выступают виртуальными посредниками между волонтерами и некоммерческими проектами, а также организациями, которые желают получить помощь. Также изменились сами волонтеры — появилось «рефлексивное волонтерство», при котором доброволец самостоятельно выбирает образ своих действий, предпочитает краткосрочное участие и не привязан к конкретной организации.
Проведенное исследование затраонуло вопрос о том, каковы перспективы развития волонтерских онлайн-платформ в России? На сегодняшний день в России существует одна такая платформа «Добро.ру». Информационной базой послужил всероссийский опрос населения (2012 телефонных интервью с 1 апреля по 3 мая 2020 года), а также 4 онлайн фокус-группы: две с простыми гражданами, с волонтерами и с волонтерами-медиками.
Исследование вопроса о посещении сайтов о добровольчестве показало, что большинство респондентов не посещали такой сайт (против 16,5% посещавших). Прежде всего такими сайтами интересуется молодежь, студенты, и молодые женщины в первую очередь. Также в число наиболее активных посетителей вошли руководители высшего звена.
На вопрос о возможной регистрации на таком сайте 40% опрошенных ответили положительно, а наиболее востребованным сайт о волонтерстве оказался среди молодых женщин и студентов. Спикер отметила, что очевиден интерес среди людей, готовых помогать, к подобной онлайн-платформе, однако, у многих отсутствует понимание того, как устроена работа такого сайта. Наибольшую обеспокоенность у опрошенных вызывает вопрос безопасности от мошенников, а также доступность сайта для целевой аудитории.
Можно прийти к выводу, что востребованность такого сайта высока, однако, он должен обладать рядом характеристик, таких как понятность, доступность, безопасность, возможность выбора различных видов волонтерской деятельности, а также иметь широкое освещение в СМИ.
Цифровизация деятельности НКО — требование времени
В рамках онлайн-конференции «Трансформация третьего сектора в цифровую эпоху» состоялась серия дискуссий, посвященных цифровизации деятельности НКО как одного из требований времени. Модератором одного из сессионных заседаний выступил Владимир Беневоленский.
Алексей Новожилов, возглавляющий АНО «Уральский центр развития гражданских инициатив и социального партнерства» в Екатеринбурге, представил доклад об участии НКО на рынке оказания социальных услуг с применением современных цифровых технологий. Докладчик рассказал о региональной специфике применения закона об НКО-поставщиках социальных услуг (ФЗ-442), который вступил в силу в 2015 году. В Свердловской области, несмотря на общее количество НКО, исчисляемое тысячами, лишь тридцать четыре организации включены в реестр поставщиков социальных услуг. Алексей Новожилов считает, что регистрация в реестре поставщиков открывает для НКО много возможностей, в их числе получение государственной компенсации за реализацию общественно важных проектов. Так, Уральский ресурсный центр СОНКО Свердловской области распространяет информацию среди представителей организаций, с целью вдохновить их на получение статуса поставщика.
Пандемия представила вызов для НКО и других поставщиков социальных услуг, в первую очередь, государственных. Во-первых, в российском законодательстве не прописана возможность предоставления онлайн-услуг. Поток обращений к НКО значительно увеличился, поскольку государственные структуры не могли оказывать услуги в полустационарной форме — вести прием граждан во время пандемии. В связи с этим некоммерческий сектор испытал подъем. Запрос на необходимую помощь шел напрямую к некоммерческим организациям. Во-вторых, столкнувшись с потоком обращений, НКО были вынуждены искать варианты систематизации и автоматизации своей деятельности, чтобы оказывать помощь наиболее эффективно.
В качестве примера цифрового решения в работе НКО, докладчик привел в пример программный комплекс, созданный Свердловскими специалистами и разработанный для сопровождения работы НКО на всех этапах взаимодействия с клиентом. Информационный киоск — еще одно нововведение, автоматизировавшее процесс оказания социальных услуг.
Интересно, что немногие организации обращаются к использованию цифровых технологий, поскольку затраты на технологическое обеспечение достаточно велики. Более того, для перехода на цифровые рельсы и в некоммерческом секторе, и в государственном необходим некий ценностный переход. Возможно, подвел итог докладчик, пандемия помогла нам приблизиться к осознанию того, что технологии являются не только полезным, но и необходимым подспорьем деятельности НКО.
Варвара Кулькова (КГЭУ) рассказала о реалиях и перспективах применения цифровых технологий в деятельности НКО. Базой ее рассказа послужило исследование, целью которого было описание позиционирования цифровых технологий НКО в Российской Федерации. С точки зрения теории, ранее в развитых странах цифровизация экономики затрагивала в основном производство и бизнес. Следующий этап служит выходу за эти рамки и ознаменован применением цифровых технологий в решении социальных проблем. Так, важный аспект цифровизации экономики — реализация целей устойчивого развития, в чем особое место отводится третьему сектору.
Как отметила докладчик, на данный момент понятие «цифровизация» используется повсеместно, однако, существует концептуальная неопределенность, которая затрудняет развитие практик цифровизации экономики в РФ. Кроме того, существует неравенство цифровой трансформации. Оно особенно заметно в некоммерческом секторе, поскольку многие организации не имеют даже своего сайта, в то время как другие успешно внедряют технологии: предоставляют онлайн-услуги, предлагают в пользование агрегаторы и приложения.
Исследователь сделала вывод: в РФ попытки создания информационного общества ориентированы на опыт других государств, в связи с чем отсутствует собственная разработка технологий цифровизации экономики. Однако, возможно, самый важный тезис В.Ю. Кулькова обозначила еще в первые минуты выступления, начав свой доклад с цитаты писателя-фантаста Мэтта Хейга: «Технологии не спасут человечество. Его спасут люди».
Игорь Балынин, сотрудник Финансового университета при Правительстве РФ, выступил с докладом по теме «Проблемы обеспечения прозрачности общественных финансов в условиях цифрового взрыва и информационного хаоса». Докладчик рассказал о социальных, экономических и правовых аспектах обеспечения прозрачности общественных финансов в РФ. Современное время характеризуется большими объемами данных, которые обеспечивают функционирование сложной общественной системы и требуют постоянной верификации. Особое внимание было уделено качеству коммуникации органов государственной власти и местного самоуправления с гражданами. Так, была затронута проблема информационной открытости государственных органов. Корректность информации, в частности социально-значимой, которая размещается государственными органами в интернет-ресурсах была обозначена в качестве проблемной области в функционировании информационной системы государства.
Решение существующих вопросов прозрачности автор доклада видит в привлечении институтов гражданского общества, а именно в установлении общественного контроля за предоставлением достоверной информации должностными лицами. Кроме того, докладчиком были предложены такие решения, как просвещение граждан в вопросах финансовой и социальной грамотности, что косвенным образом позволило бы снизить нагрузку на государственные органы, в которые поступает множество запросов граждан.
Центральный вопрос доклада, представленного Ингой Моисеевой (D-Group.Social): почему автоматизация процессов в некоммерческом секторе сталкивается со сложностями? Докладчик обозначила несколько аспектов, связанных с цифровой трансформацией. Для тех, кто смог обеспечить внедрение CRM и DRM систем и их адаптацию к задачам и потребностям своей НКО, первый шаг к автоматизации процессов был сделан. Для других же запуск технологических систем с нуля является сложной задачей. Вопрос материального обеспечения трансформации также актуален. Ресурсы некоммерческого сектора ограничены. Немногие организации имеют финансовый буфер, который можно было бы направить не на первостепенные нужды, но на закупку и внедрение технологий.
Кроме того, цифровизация сталкивается с препятствиями, обусловленными процедурной составляющей. Сотрудники некоммерческих организаций сосредоточены, в первую очередь, на предоставлении помощи. Далеко не все организации могут стандартизировать и формализовать процесс своей работы и, как следствие, формирование технического задания для экспертов в сфере технологий вызывает сложности. Инга Моисеева предложила участникам, интересующихся цифровизацией третьего сектора, сделать шаг назад и задаться не менее важными вопросами: куда именно мы движемся? Зачем нам все это, что нам это даст? По ее мнению, именно они могут служить дорожной картой для представителей НКО, которые думают об использовании технологических разработок в своей деятельности.
Цифровизация гражданского общества: преимущества и риски
На сессии «Цифровизация гражданского общества» участники обсуждали изменения в деятельности гражданского общества и некоммерческих организаций, вызванные цифровизацией, ее преимущества и риски. Модератором выступила Александра Телицына, старший научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора. Как она подметила, цифровые технологии неизбежно меняют наш мир: «Есть такая расхожая фраза о том, что в будущее возьмут не всех. Но надо сказать, что будущее уже наступило, и сопротивление этому абсолютно бесполезно… Распознавание лиц, активация голосом, навигация, которую предоставляют нам наши телефоны, — все это часть новой реальности, в которой мы, в общем, достаточно внезапно оказались».
Исследование Александра Соколова, Алексея Белякова и Елены Исаевой (Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова) посвящено изменениям гражданской активности и взаимоотношений гражданских активистов с властью в Ярославской области в период цифровизации и пандемии коронавируса. Александр Соколов показал, как стирается граница между гражданской активностью, происходящей онлайн и оффлайн: «Пять-семь лет назад эксперты и активисты четко разделяли гражданскую активность, которая осуществляется онлайн и офлайн. Сейчас мы видим, что ситуация поменялась. Большая часть офлайн-мероприятий организуется при помощи различных интернет-инструментов — мессенджеров, сообществ в социальных сетях. Точно так же мы очень часто видим, как онлайн-мероприятия потом переходят в традиционное взаимодействие органов и власти, уличные мероприятия».
Цифровые технологии расширяют возможности гражданских активистов, позволяют им быстрее решать организационные вопросы, общаться между собой и планировать свои действия. Раньше такая организация гражданских инициатив занимала бы дни и месяцы, сейчас она происходит намного быстрее, и инициативы успешно получают реакцию от органов власти. Кроме того, цифровые технологии помогают таргетированно вовлекать различные социальные группы (например, молодежь) в гражданскую активность. Цифровизация также способствует формированию коалиций и сообществ гражданских активистов из локальных групп.
Пандемия коронавируса привела к появлению новых вызовов и новых форм гражданской активности: среди них — сбор и раздача продуктовых наборов, средств индивидуальной защиты, добровольческой помощи врачам. Проблемы благоустройства, экологии, социальной сферы, однако, отошли на второй план. Александр Соколов рассмотрел вопросы взаимодействия органов власти и гражданских активистов в период пандемии.
Анна Филиппова (Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ) представила результаты исследования на тему «Цифровизация и эффект масштаба в деятельности НКО»; эмпирической базой которого послужили данные мониторинга состояния гражданского общества, проводимого Центром. В докладе были представлены результаты оценки эконометрической модели, подтверждающие наличие эффекта масштаба в деятельности НКО в России — снижения их средних издержек по мере роста величины потребителей их услуг и уменьшения этого эффекта под влиянием развития цифровых технологий. Кроме того, в том случае, если НКО оказывают высококачественные или редкие социальные услуги, их издержки повышаются.
Анна Филиппова также представила данные, показывающие активное использование цифровых технологий НКО в процессе работы, внешних коммуникаций и при фандрайзинге. «Наличие эффекта масштаба в деятельности НКО в России, на мой взгляд, подчеркивает необходимость поддержки не только успешных и развитых НКО, но и НКО, которые только выходят на рынок — возможно, это могла бы быть консультационная, информационная поддержка. Кроме того, учитывая, что использование некоммерческими организациями цифровых технологий снижает их издержки, важно оказывать им поддержку и в этой области».
Виталий Зотов (Московский физико-технический институт) представил исследование на тему «Риски цифровизации социально-сетевого пространства публичных коммуникаций для развития гражданского активизма». Если многие участники конференции в основном подчеркивали преимущества цифровизации, то Виталий Зотов сконцентрировал свой доклад на ее возможных негативных сторонах. Рассматривая информационно-аналитические платформы, с помощью которых акторы социально-сетевого пространства могут взаимодействовать между собой, Виталий Зотов отметил три группы характерных для них рисков. Во-первых, это риски, связанные с социальными ботами: искажение и дискредитация действительности, маскировка искусственной общественной инициативы, а также эффект мегафона — усиление «громкости» определенных проблем при помощи ботов. Во-вторых, это тотальный контроль за жизнедеятельностью граждан: идентификация в социальных сетях, системы контроля перемещений и распознавания лиц.
В-третьих, это кластеризация социальных сетей. Для сетевых сообществ характерен эффект эхокамеры — ситуации, при которой участники сетевых сообществ высказывают свое мнение в тех сообществах, где оно одобряется и поддерживается. Замыканию в «информационные капсулы» может способствовать и наш «цифровой след» — данные, полученные с помощью Интернет-вещей и big data, можно использовать для таргетирования информации.
Докладчик подвел итог: влияние цифровых технологий на гражданское общество противоречиво — эти технологии создают новые возможности как для контроля, так и для развития демократии.
“Make it easy” или как пандемия повлияла на трансформацию НКО
В рамках сессии «Влияние пандемии на цифровизацию организаций некоммерческого сектора» участникам конференции представилась возможность увидеть, как происходит трансформация третьего сектора не только в России, но и в США. Американские коллеги рассказали о том, как «переход в онлайн» сказался на сфере искусства, какие появились лайфхаки для НКО и сколько потребуется времени для восстановления некоммерческого сектора после пандемии.
Джули Геринг (Julie Gehring), директор Университета наставничества и развития студентов в Коннектикуте, представила доклад «Влияние пандемии новой коронавирусной инфекции на цифровизацию организаций некоммерческого сектора». Джули поделилась уникальным опытом работы с волонтерами из Бостона и Массачусетса и рассказала, как в период пандемии упростился процесс набора волонтеров и поиска доноров. LinkedIn, Zoom и Calendly — именно эти платформы, по мнению Джули, помогли в привлечении и работе с волонтерами и спонсорами.
“Make it easy! Use Calendly to set appointments, use Zoom to conduct virtual interviews, use LinkedIn for donors and volunteer’s engagement”.
Настойчивость — еще один секрет обеспечения успешной деятельности НКО во время пандемии. Джули отметила, что это качество ей помогло в привлечении менторов. Персонализированные emails, креативный текст и отправка нескольких писем, по мнению спикера, играют важную роль не только в том, чтобы зацепить внимание людей, но и в том, чтобы убедить их быть частью команды Хэштег #getoutdoors стал известным во время пандемии, который можно заметить в Instagram и других социальных сетях. Этот хэштег — своего рода символ многих онлайн-мероприятий, таких как “No-agenda event” и “Оne-hour online Gala”. В результате проделанной работы Джули и ее команде удалось привлечь более $10 000, которые в дальнейшем будут направлены на стипендии для студентов. Можно сделать вывод, что технологии, креативность и настойчивость — главные факторы успеха для работы НКО в период пандемии.
Следующим свой доклад представил Дэннис Рич (Dennis Rich), профессор Департамента бизнеса и предпринимательства в Колумбийском колледже Чикаго. Он рассказал о цифровизации НКО в сфере культуры и искусства в США в период пандемии.
Многие музеи, театры, концертные холлы были закрыты из-за пандемии; из-за этого им пришлось искать новые пути привлечения капитала и развития бизнеса. По мнению Дэнниса, технологии сыграли решающую роль в этом деле, так как культурные учреждения организовывали такие мероприятия, как: онлайн-туры, дистанционные лекции, Zoom встречи с сотрудниками музеев, онлайн-концерты.
Дэннис Рич также обратил внимание слушателей на то, что несмотря на «мобилизацию» культурного сектора в онлайн, очень сложно решить многие проблемы, одна из которых — безработица. Более того, докладчик привел статистику о том, что, вопреки цифровизации, 60% опрошенных директоров музеев сообщают, что они близки к закрытию. Важная часть доклада была посвящена разбору кейсов тех музеев, которые заново открылись в штате Калифорния в сентябре 2020. Дэннис сказал, что сейчас перед ними стоит довольно большое количество “key questions”, связанных с обеспечением социальной дистанции для посетителей и соблюдением всех необходимых норм.
В конце презентации Дэннис не только ответил на вопросы, посвященные «настоящему» культурной сферы, но и представил свое видение о сроке, который потребуется музеям и театрам для восстановления после пандемии. Эксперт оценивает, что этот процесс займет более года, так как даже после полного открытия перед музеями, театрами и другими культурными учреждениями будет стоять один из самых животрепещущих вопросов — как обеспечить безопасность для посетителей.
Слушателям этой секции также представилась возможность оценить не только американский опыт цифровизации НКО в сфере культуры, но и российский. Екатерина Шекова, кандидат экономических наук, рассказала про опыт НКО в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Российские НКО культуры и искусства, наряду с американскими, организовывали виртуальные посещения музеев, онлайн мастер-классы с актерами и музыкантами, проводили онлайн просмотры спектаклей, а также консультации с деятелями культуры.
«В условиях пандемии успешный опыт цифровизации характерен для крупных НКО культуры и искусства и тех, НКО, которые раннее развивали электронные форматы работы со своим зрителем»
Важное замечание было сделано Екатериной о том, что небольшие, региональные НКО культуры и искусства не имеют кадровых и технических возможностей, а также финансовых средств для внедрения цифровизации. Именно на такие организации пандемия повлияла сильнее всего. Екатерина также спрогнозировала, что им понадобится большое количество времени и ресурсов, чтобы оправиться от последствий пандемии.
Подводя итоги сессионных заседаний дня, участники конференции отметили важность исследований в сфере цифровизации НКО, прогнозирования и выдвижения гипотез о том, что нас ждет впереди. Так, Лариса Никовская подчеркнула, что конференция собрала значительный корпус исследователей гражданского общества страны, и отметила: «Центру удалось, надо сказать, за последние 5–7 лет консолидировать и заинтересовать самые интересные исследовательские силы как в стране, так и за рубежом по данной проблематике. Я, честно говоря, уже воспринимаю эти мероприятия как концентрированные курсы повышения квалификации — столько узнаешь и черпаешь за столь короткое время! Ждали, конечно, общения в режиме off-line,но и дистантное получилось содержательно. Корабль плывет, преодолевает любые шторма, и команда исследователей существенно прирастает — и результатами, и участниками!».