• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Маркетинговые и социологические исследования — в чем различие?

В третий день программы III модуля Программы профессиональной переподготовки «Мастер управления в социальном предпринимательстве “Социальные инновации и предпринимательство”» слушатели ознакомились с маркетинговыми и социологическими исследованиями.

Вместе с авторитетным экспертом, социологом, руководителем проекта КиноЭкспертиза Надеждой Астаховой слушатели разбирались, в чем состоит сходство и различие между этими исследованиями. Они узнали, что социологические исследования представляют собой систему последовательных процедур с использованием специальных инструментов, которая позволяет получить объективные и достоверные знания об обществе.

Надежда Астахова, независимый исследователь на рынке кино и медиа
© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Это сбор фактов о социальной реальности и их логическое объяснение. В ходе социологических исследований можно получить ответы на вопросы о том, что происходит в обществе. Исследования подразделяются на базовые (о природе социальной материи) и прикладные (иллюстрируют происходящее на данный момент в обществе). Найти результаты социологических исследований на разные темы можно в журналах СоцИс, Мониторинг общественного мнения ВЦИОМА, в журнале Исследования социальной политики. Можно в качестве источника использовать и данные Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. Также, лектор посоветовала искать результаты прикладных социологических исследований на сайте ВЦИОМа, ФОМа, Левады-центра и ЦИРКОНа.

Маркетинговые исследования ориентированы на рыночные задачи и сводятся к вопросу, в чем состоят потребности и как их удовлетворить. Это формы бизнес-исследований. Маркетинговые исследования также подразделяются на исследования, фокусирующиеся на: сегментировании покупателей по демографическим характеристикам; оценке спроса на продукт; прогнозе продаж; исследовании процесса принятия решения покупателями; исследовании позиционирования продукта. Также лектор поделилась со слушателями списком крупнейших исследовательских агентств России. Надежда Астахова настоятельно посоветовала проанализировать изначально информацию, которая находится в открытом доступе, прежде чем запускать свое собственное исследование. Вероятно, исследование с нужной вам информацией уже было проведено, нужно только найти его, что поможет значительно сэкономить время и деньги.

Далее в ходе лекции были разобраны несколько практических кейсов, на примере которых лектор продемонстрировала, из чего должно состоять исследование, а именно: исследовательская цель и исследовательские вопросы. Лектор подчеркнула важность грамотной постановки исследовательского вопроса. Понятие методологии исследования включает в себя метод исследования, выборку, целевую аудиторию и группы респондентов. У исследований существует две стороны: заказчика и исследователя. Важно взаимопонимание между этими сторонами, чтобы цели исследования были достигнуты. Стороны изначально должны договориться о том, на какой вопрос нужно получить ответ во время исследования. Выбор исследователя будет зависеть от его экспертизы в интересуемой вас области. Для того чтобы разобраться в различиях между разными типами исследований, лектор посоветовала литературу для самостоятельной более глубокой работы.  

А в качестве домашнего задания слушателям было предложено найти в открытых источниках такие социологические данные, которые могут удивить аудиторию.