• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Цифровая трансформация НКО: от аутсайдеров до передовиков

На очередной экспертной дискуссии из совместного цикла «Что известно о состоянии российского гражданского общества на основе данных опросов и статистики» Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ и медиацентра «Благосфера» Ирина Мерсиянова представила данные исследования на тему «Каковы масштабы цифровизации гражданского общества в России?».

Цифровая трансформация НКО: от аутсайдеров до передовиков

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Тема цифровой трансформации гражданского общества стала особенно актуальной во время пандемии коронавируса COVID-19. В фокусе внимания участников дискуссии находилось два основных вопроса: «Как трансформируется третий сектор под влиянием процесса цифровизации и как этот процесс влияет на самоорганизацию населения?»

Приглашенным экспертом выступила Елена Тополева-Солдунова, директор Агентства социальной информации, председатель комиссии ОПРФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО, которая прокомментировала результаты исследований Центра, также рассказав о результатах онлайн-опроса комиссии ОПРФ на тему «НКО в цифровом пространстве. Уроки пандемии и точки роста».

Подчеркнув значимость вынесенной на обсуждение темы, модератор дискуссии — директор «Благосферы» Наталья Каминарская — подчеркнула, что основная задача цикла заключается не только в том, чтобы помочь представителям некоммерческого сектора и всем заинтересованным лицам разобраться в сложных статистических конструкциях: важно уметь грамотно их интерпретировать с тем, чтобы использовать их в обосновании своих грантовых заявок, PR-деятельности, продвижении проектов, разговоре с любыми партнерами и т.д.

Зарубежный опыт

Ирина Мерсиянова напомнила участникам дискуссии, что разговор о цифровизации гражданского общества стартовал еще в прошлом году, а в ходе предстоящей дискуссии речь пойдет об индексах цифровизации, которые представляют собой относительно новое понятие для сферы третьего сектора, однако, подобные индексы, которые показывают степень или уровень цифровой компетентности, существуют и для населения, и для бизнеса, и для стран в целом.

Если говорить о зарубежном опыте, то индексы оценки цифровых компетенций НКО в других странах относительно немногочисленны и, как правило, представляют собой модификацию индексов цифровизации коммерческого сектора. Заметна мировая тенденция перехода НКО от базовых компетенций к продвинутым, хотя это происходит и не так активно, как в бизнес-среде. Одним из существенных барьеров в этом процессе можно назвать непонимание лидерами НКО преимуществ внедрения цифровых технологий.

Индекс цифровых компетенций НКО

Информационной базой для построения индекса послужили данные всероссийского обследования руководителей НКО, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в рамках мониторинга состояния гражданского общества при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2019 году. В соответствии с заданными квотами опрашивались руководители организаций, расположенных в городских округах, городских поселениях и иных муниципальных образованиях на территории 30 регионов Российской Федерации.

Индекс цифровых компетенций НКО был построен на основе четырех показателей, таких как: цифровое присутствие, цифровая инфраструктура, цифровой фандрайзинг и цифровые коммуникации. Оценка для каждой организации рассчитывалась по десятибалльной шкале пропорционально количеству инструментов, используемых НКО. Итоговый индекс, представляющий собой среднее значение по всем четырем показателям, сравнительно невысок и составляет 1,8 балла, тогда как максимальное значение в выборке — 7,4 балла.

Ирина Мерсиянова отметила, что на первый план по уровню компетенций выходят цифровые коммуникации, которые в среднем по выборке набирают 2,6 балла (при максимальном балле в 8,3 по 10-балльной шкале), однако, и это значение сравнительно невысоко. Этот индикатор показывает, как НКО использует цифровые каналы для общения с целевыми аудиториями, органами власти, СМИ и другими заинтересованными сторонами: 56% представителей НКО используют социальные сети, 44% — сайт, 26% респондентов пользуются для рассылок электронной почтой, мобильные приложения для коммуникаций применяют 16% опрошенных и платформы для поиска волонтеров — 10%. Большой разброс между средним и максимальным значениями индекса говорит о разной степени задействованности цифровых каналов при осуществлении коммуникаций в разных НКО страны.

Среднее значение по выборке индекса цифрового присутствия составило 2 балла (при максимальном значении в 9 баллов), индекса цифровой инфраструктуры — 1,9 балл (при максимальном значении в 10 баллов).

Так, индекс цифрового присутствия отражает, каким образом организация представлена в интернете. Больше половины НКО страны имеют собственный сайт (52% опрошенных), у 45% организаций есть собственная страница в социальных сетях. Так, лишь о пятой части организаций представлена информация в тематических электронных каталогах и справочниках (22%), десятая часть размещает рекламу в Интернете (9%) и лишь 5% организаций направляют новости для размещения на сайте Агентства социальной информации. Наталья Каминарская заметила, что больше всего расстраивает тот факт, что 14% организаций совсем никаким образом не представлены в глобальной сети.  

Индекс цифровой инфраструктуры показывает, какие информационные технологии используются в работе организации и ее сотрудников. Чаты, группы в социальных сетях для сотрудников или волонтеров применяют 43% организаций, системы планирования и постановки задач — 26%, облачные, удаленные сервисы хранения общей информации — 16%, корпоративные порталы — 14%, практически каждая десятая организация (9%) использует CRM-программы. Однако каждая третья организация (31%) не использует ни одну из перечисленных информационных технологий.

Наименьшее количество баллов набрал индекс цифрового фандрайзинга, чье значение в среднем по выборке составляет 0,8 балла. Должен ли это факт вызвать удивление, ведь электронные каналы сбора пожертвований давно стали привычными для пользователей интернета? Как отметила спикер, необходимо помнить, что речь идет о секторе в целом, так как выборка исследования охватывает абсолютно все виды организаций, независимо от их доступа в интернет, и обеспечивает равновероятную степень попадания любой российской НКО в число участников исследования. При этом есть и продвинутые НКО, у которых индекс цифрового фандрайзинга равен 9 баллам.

Однако, отвечая на вопрос, какие методы онлайн-фандрайзинга (сбор средств через соцсети, массовая рассылка по электронной почте, сбор средств через сайт НКО, кнопка «сделать пожертвование» и т.д.) использует организация, 63% опрошенных ответили, что не прибегали ни к одному из существующих методов.

Модератор дискуссии воспользовалась моментом и заострила внимание слушателей на данной проблеме: «Коллеги, обратите внимание на эти цифры! Из популярных цифровых каналов фандрайзинга абсолютно доступны и не сложны в применении и соцсети, и электронная рассылка, и «горячая» кнопка на сайте. Хотелось бы, чтобы в следующем году прогресс стал бы налицо, и вместо 10% тех, кто собирает благотворительные пожертвования на сайте, мы бы смогли озвучить цифру, скажем, в 60, потому что у нас есть Лейка и другие замечательные плагины…» Ирина Мерсиянова подчеркнула, что ей как исследователю тоже было бы интересно увидеть такую же обоснованную динамику, как, например, зафиксированный за последние 10 лет рост на 10 процентных пунктов доли россиян, совершающих денежные пожертвования посредством смс-сообщений.  

По уровню цифровой компетентности среди НКО можно выделить лидеров (5%) со средним индексом 5,52, продвинутых (10%) — со средним индексом 3,8. У середняков (69%) и отстающих (7%) значения индекса — 1,66 и 0,31, а в аутсайдерах (9%) оказываются те организации, которые совсем не применяют цифровые технологии.

Таким образом, можно констатировать, что каждая одиннадцатая НКО в России не использует цифровые технологии в своей работе. Аутсайдеры чаще всего встречаются среди религиозных организаций и некоммерческих партнерств, а также среди организаций, занимающихся развитием и жилищной сферой. Отстающих больше среди религиозных организаций, а лидеры чаще встречаются среди некоммерческих фондов, организаций, занимающихся социальными услугами, благотворительных организаций, то есть среди тех организаций, которым, как никому другому, необходимо взаимодействие с внешней средой.

Как отметила Ирина Мерсиянова, выше речь шла о показателях, с которыми НКО подошли к порогу пандемии весной 2020 года, во время которой использование цифровых технологий в некоммерческом секторе шагнуло вперед, в том числе толчок к дальнейшему развитию получило и онлайн-волонтерство.

Что изменилось во время пандемии

Подчеркнув, что сами происходящие в обществе события вывели тему цифровизации на первый план, Елена-Тополева Солдунова рассказала о результатах онлайн-опроса комиссии ОПРФ о положении НКО в цифровом пространстве, полученных в августе–сентябре т.г. Как НКО в период ограничений работали в новом цифровом формате? С какими сложностями столкнулись и как их преодолели? Что необходимо, чтобы НКО успешно освоили цифровую культуру и совершили успешный переход к «цифре»? На эти и другие вопросы были получены ответы 564 представителей некоммерческого сектора.

Эксперт рассказала, что 68% НКО пользуются лишь самыми распространенными технологиями, 22% организаций являются активными пользователями цифровых технологий и 10% вообще их не использует (видимо, у этих организаций присутствовала некая самокритичность, так как свои ответы они отправляли по электронной почте).  

Можно сказать, что результаты опроса об общем уровне цифровизации НКО, основанные на линейных распределениях ответов респондентов, перекликаются с данными Центра. Как отметила Ирина Мерсиянова, по данным всероссийского обследования НКО 64% организаций используют хотя бы один цифровой инструмент, а по данным онлайн-опроса Комиссии ОПРФ — 84% (при этом нужно учесть, что сам опрос проводился с использованием электронной почты), хотя бы один цифровой элемент информационной открытости применяет 83% НКО ( по данным онлайн-опроса Комиссии ОПРФ — 85%). Существенную разницу, полученную для случая использования хотя бы одного из инструментов цифрового фандрайзинга (31% против 16%), легко объяснить разным подходом к выборке, при котором во всероссийском обследовании НКО приняло участие большее количество разноплановых по своему роду деятельности организаций.

Интересно, как респонденты ответили на вопрос об изменении уровня цифровизации НКО после первой волны пандемии — 39% опрошенных считают, что он повысился, а от 57% был получен ответ о том, что этот уровень не изменился. Елена Тополева-Солдунова заметила, что, казалось бы, уровень цифровизации должен был повыситься у всех НКО во время пандемии, однако, данные опроса опровергли эту гипотезу.

Какие же цифровые навыки приобрели НКО в пандемию? 48% освоили использование цифровых платформ, 40% — актуализировали работу с информацией на сайте и в социальных сетях, 29% — применили коммуникационные цифровые возможности для организации проектов. При этом лишь третья часть респондентов (28%) оценила уровень цифровой грамотности сотрудников как недостаточный и скорее недостаточный. 67% респондентов пришлось во время пандемии освоить программу Zoom, 49% научились работать с видеоконференциями, 27% организовали удаленное рабочее место и 18% ответили, что не освоили за это время ничего нового.

Одной из отмечаемых НКО в ходе опроса сложностей стал перевод оказываемых услуг в цифровую сферу, однако, примечательно, что 11% организаций будут и после пандемии продолжать оказывать ряд услуг дистанционно. Многим сотрудникам не нравится дистанционный формат, так как, по их мнению, в таких условиях нельзя обеспечить полноценного контакта с людьми. Работа же некоторых НКО в принципе невозможна в дистанционном режиме: например, невозможно накормить бездомных онлайн.  67% НКО полностью или частично во время первой волны пандемии перешли на дистанционный формат, и до наступления второй волны вернулись к обычному режиму работы лишь 60% НКО.

В целом, цифры онлайн-опроса, по мнению Елены Тополевой-Солдуновой, говорят о том, что в наше время в некоммерческом секторе есть еще много организаций, для которых использование цифровых технологий не так актуально, несмотря на то что многие из них и нуждаются в цифровой трансформации. Например, как заметила Ирина Мерсиянова, обеспечить эффективное взаимодействие участников ТОСов в микрорайонах с населением в несколько десятков тысяч человек можно только с участием цифровых технологий. Правда, этому мешают исторически сложившиеся методы работы, и существуют барьеры, связанные, например, с оснащением техническими средствами для осуществления деятельности. По мнению модератора дискуссии Натальи Каминарской, это один из тех пунктов, который организации, работающие в сфере развития территорий, должны закладывать в свои программы развития.

Социальный клей общества

На основе данных всероссийского опроса населения, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ с 10 по 28 августа 2020 года (2018 телефонных интервью с россиянами старше 18 лет), можно увидеть, как изменилась базовая установка россиян на доверие в августе 2020 года.

Пятая часть взрослых россиян (21%) в августе считала, что большинству людей можно доверять, в то время как большинство населения (74%) декларировало, что в отношениях с людьми следует быть осторожными. Но если говорить об общении, взаимодействии в Интернете с «френдами», знакомыми, подписчиками, то респонденты в своих ответах делятся на 2 равные группы — оптимистов и пессимистов по отношению к окружающим людям становится по 44%. Среди считающих, что можно доверять большинству людей, уже 74% полагают, что можно доверять друзьям по Интернету.

Среди тех, кто считает, что большинству людей можно доверять, 57% говорят о том, что им легко участвовать в деятельности групп и сообществ как в интернете, так и в реальной жизни, а среди тех, кто считает, что большинству знакомых в интернете можно доверять, таких людей уже 62%.

Доля тех, кому легко участвовать в деятельности групп и сообществ и в Интернете, и в реальной жизни также выше среди тех, кто жертвовал деньги на благотворительность или участвовал в волонтерстве после начала пандемии и в прошлом году; безусловно счастливых; тех, чей доход позволяет удовлетворить основные потребности легко или очень легко; оценивающих свое здоровье как хорошее или очень хорошее. 

Таким образом, анализируя данные исследования Центра, можно увидеть, где в нашем обществе спрятаны точки роста, те скрытые возможности для укрепления доверия, которое представляет собой «социальный клей», цементирующий усилия общества по преодолению кризиса, вызванного пандемией коронавируса COVID-19.

Видеозапись дискуссии: