• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Креативные идеи и беспроигрышные решения для социального бизнеса

Фокус второго дня IV модуля Программы профессиональной переподготовки «Мастер управления в социальном предпринимательстве “Социальные инновации и предпринимательство”» был направлен на поиск ресурсов финансирования и поддержки для социального предприятия.

Креативные решения в фандрайзинге

Фандрайзинг — это азартная игра или челлендж, по мнению Александры Телицыной, особенно в настоящее время.  Отлично характеризует текущее непостоянство термин VUCA (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity), отражающий изменчивую и сложную внешнюю среду, где не существует гарантированной стабильности. Культура VUCA нацелена на инновации, продумывание рисков и адаптивное поведение.

Спикер рассказала о потенциальных источниках финансирования, таких как государство, фонды, мероприятия и аукционы, сделав акцент и на подводных камнях, как например, налоги. Нельзя забыть и про фонды, созданные богатыми людьми: в России все большую популярность набирает «Клятва дарения», когда персоны из списка Форбс передают состояния на благотворительность, а не оставляют наследникам.

Александра Телицына привела в пример несколько неординарных акций социальных компаний, идеи которых могут взять на вооружение и слушатели программы. Так, целью акции “Walk a Mile in Her Shoes” (в переводе — «пройди милю в ее туфлях», что означает скорее поставь себя на ее место) была поддержка женщин, пострадавших от домашнего насилия. Акция в столице туманного Альбиона “The London Great Gorilla Run” (забег в костюмах обезьян) в поддержку диких животных, а в России — «Супергеройский забег» с целью поддержки социальных предпринимателей.

Но не всегда креативные фандрайзинговые идеи приносили прибыль. Например, провальным решением стало размещение билбордов фонда «Вера» на скоростных магистралях — водители просто не успевали рассмотреть номер для отправки смс, к тому же соседствующие цифры 9 и 3 сливались на большой скорости автомобиля.

Фонды целевого капитала и практики фандрайзинга

Лекция Юлии Ледуховской, главного специалиста Фонда целевого капитала МФТИ была посвящена стратегии фандрайзинга таких фондов. Фандрайзинг представляет собой процесс формирования сообщества, постоянного взаимодействия с людьми — донорами и благополучателями. Эксперт рассказала слушателям о различных форматах фандрайзинга, их преимуществах и особенностях, а также об ошибках. Верным решением стала бы диверсификация источников средств, чтобы в случае шоковых ситуаций — одной из которых выступила пандемия коронавируса — социальный проект мог продолжить свою деятельность.

С началом пандемии выросла актуальность онлайн-фандрайзинга. Например, у держателей карт Тинькофф Банка есть возможность перечислить кэшбек благотворительным фондам. Стримеры Вика Картер, Olyashaa, Hard Play, bratishkinoff и JesusAVGN, ставшие амбассадорами проекта Stream Family, весной прошлого года участвовали в благотворительном стрим-марафоне. Группа Би-2 провела благотворительный концерт, зрители которого перечислили Фонду Хабенского почти 300 тысяч рублей.

Интерес аудитории вызвала практика краудфандинга. Юлия Ледуховская отметила, что это особенная область фандрайзинга, для которой важна реклама. Но даже при ее наличии не всегда интересные проекты могут привлечь средства через краудфандинг.

Государственная поддержка социального предпринимательства

Лекция Алексея Шестопёрова, руководителя Дирекции организации правовой поддержки субъектов МСП Акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» была посвящена государственной поддержке социального предпринимательства. Микрозаймы, кредиты, гранты, имущественная, маркетинговая и информационная поддержка стали предметом обстоятельного разговора онлайн.

Эксперт рассказал об изменениях в области поддержки, произошедших за год. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства начал обновляться ежемесячно (раньше это обновление происходило раз в год). Что в планах? Минэкономразвития России рассматривает возможность упростить критерии присвоения статуса социального предприятия. В национальном проекте по поддержке малых и средних предприятий пересматриваются структура и акценты предоставления поддержки.

Слушатели обсудили с экспертом свой опыт обращения за государственной поддержкой. Будущих мастеров управления в социальном предпринимательстве интересовало, могут ли НКО обратиться за поддержкой, предоставляемой малым и средним предприятиям, при каких условиях предприятие может стать социальным и планируется ли упростить порядок подтверждения этого статуса.

Позиционирование социального проекта

Разбор домашнего задания, проведенный Алёной Круговой, был посвящен определению целевой аудитории, позиционированию социального проекта и анализу конкурентов. Скажем, для анализа целевой аудитории полезно составить аватарку ее типичного представителя, с чем большую помощь могут оказать социальные сети.

Социальный предприниматель может выбрать одну из нескольких стратегий позиционирования. Конкурентное позиционирование предполагает противопоставление брендам-конкурентам. Продвижение бренда как лидера в конкретной товарной категории будет иметь успех в случаях, если у компании есть инновационное решение для рынка, ее товар обладает уникальными свойствами, либо если у потребителей есть спрос на новый подход к решению проблемы. В случае позиционирования по потребителю предприниматель обращается к конкретной целевой аудитории. Позиционирование по атрибуту предполагает акцент на уникальных характеристиках и особенностях продукта, а не на его отличиях от конкурентов.

Алёна Круговая привела примеры использования различных стратегий позиционирования как среди коммерческих, так некоммерческих проектов. Так, компания Apple противопоставила себя конкуренту — компании IBM — использовав в ответ на девиз IBM “Think” рекламный слоган “Think different”. Издательство «Манн, Иванов и Фербер» поставило акцент на целевую аудиторию, заявив, что оно «помогает людям развиваться и менять мир».

Без сомнения, второй день IV модуля прошел продуктивно и был насыщен примерами эффективных и креативных практик и инструментов.