• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Инновации на службе социального предпринимательства

В третий день IV модуля Программы профессиональной переподготовки «Мастер управления в социальном предпринимательстве “Социальные инновации и предпринимательство”» слушатели обсудили азы управленческого учета, узнали о современных трендах в инвестициях и открыли секреты краудфандинговой стратегии.

Учет — часть управления

В современном мире информация является очень ценным ресурсом, и ее эффективное использование может обеспечить организации конкурентное преимущество. Вопросам этого использования посвящен курс Татьяна Малафеевой «Управленческий учет».

Управленческий учет — это предоставление информации лицам в самой организации, на основе которой они могут обоснованно принимать решения и повышать эффективность и производительность текущих операций.

Будущие мастера управления в социальном предпринимательстве узнали об основных понятиях управленческого учета и классификации затрат. Кроме этого, слушатели обсудили мини-кейс по влиянию экономической ситуации в регионе на деятельность частной образовательной организации, и начали разбирать задачу по расчету точки безубыточности. Отвечая на вопрос аудитории, Татьяна Малофеева отметила, что зарубежные исследования показывают, что в том случае, если организация соблюдает стандарты корпоративной социальной ответственности, спрос на ее продукцию растет.

Заглянуть в будущее

В рамках дисциплины «Привлечение финансирования» старший научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Наталья Иванова рассказала участникам о таком инструменте, как облигации социального воздействия.

В российской практике такой феномен, как инвестиции социального воздействия, находится в зародыше. Однако он очень популярен за рубежом. Так, впервые появившись всего лишь 10 лет назад, сегодня рынок этого инструмента насчитывает порядка 500 млрд долларов. Как отметила эксперт, «любое современное образование — это не только сиюминутные тренды, но и умение работать с тем, что готовит нам будущее».                             

Как отметила эксперт, инвестиции социального воздействия (далее — ИСВ) — это инвестиции, сделанные с намерением получить позитивный, измеримый социальный и экологический эффект наряду с финансовым результатом. ИСВ (за рубежом Global Impact Investment Network, Social Impact Investment) — это про то, как одновременно делать деньги и делать добро. Что важно, по словам эксперта, ИСВ — это не благотворительность, не КСО, не гранты, а целый комплекс из них, соединяющий финансовые и социальные аспекты.

История возникновения данного феномена очень интересна и парадоксальна. В 2007 году фонд Рокфеллера предложил идею, что можно не только делать благотворительные пожертвования, но и делать инвестиции, с тем чтобы деньги приносили не только те же деньги, но и работали на благо общества и создание социальных ценностей. Эти идеи, которые ранее не стыковались, совместились в термине «инвестиции социального воздействия». Ранее экономисты были против таких моделей. Но, как оказалось, они могут быть очень эффективными.

От чего же зависит эта эффективность? Зачастую основная проблема и помеха — это то, что инвесторы готовы вкладываться, но проектов, достойных инвестирования, мало: низкая квалификация НКО и невозможность предложить устойчивую социальную бизнес-модель создают данные препятствия. Поэтому важны обучение, образование, привлечение НКО и социальных предпринимателей, которые имеют апробированные программы и квалифицированы, потому что социальная сфера — не место для экспериментов.

Что касается непосредственно облигаций социального воздействия (СИБ от Social Impact Bonds), то их можно опрелелить так: организация-посредник привлекает средства частных инвесторов для финансирования долгосрочной программы оказания социальных услуг. Если организация-поставщик услуг успешно достигает зафикисрованных в контракте показателей результативности, то государство через организацию-посредника выплачивает инвесторам доход. Доход выплачивается из средств, которые программа помогла сэкономить на обслуживании целевой аудитории. Если показатели результативности не достигнуты, тогда государство не выплачивает деньги.

Аудитория под руководством эксперта рассмотрела примеры ОСВ и их успешности в разных странах, в том числе узнала о регуляции данного инструмента в России. Спикер также затронула аспекты важности этапа анализа затрат и прибылей при разработке концепции ОСВ — индикаторов, KPI, сумм выплат, всевозможных условий. Таким образом, можно сделать вывод, что ОСВ — это инструмент, имеющий как плюсы (экономия бюджета и инновационное партнерство с государством), так и минусы (риски для социальных предпринимателей).

Важный плюс ОСВ — возможность измерить их эффект. Это делается через стандартные параметры и создание стандартизированных матриц. Оценка социального эффекта в таком случае подчиняется 5 основным вопросам: что стало результатом, кто получил пользу от этих результатов, сколько людей было затронуто результатами, каков был вклад проекта, какие риски были наиболее существенными. Также оценка отвечает на вопросы: какие знания и навыки приобрел человек, какие изменения произошли в его поведении и отношениях с окружающими. Эти вопросы выстраиваются в свою очередь в так называемую лестницу воздействия, которая важна в рамках рассмотрения ОСВ.

Что же такое краудфандинг?

О том, что такое краудфандинг, и о возможностях краудфандинговых платформ как для участников проекта, так и для его организаторов, слушатели узнали из рассказа куратора образовательного направления известной краудфандинговой площадки планета.ру Егора Ельчина.  

В обобщенном понимании, краудфандинг — система народного финансирования проектов. Для осуществления такого вида деятельности создаются специальные платформы, на которых размещается вовлекающая информация с четким описанием целей и задач. Есть три основных критерия краудфандинга, на которых было акцентировано внимание: бюджет, временные рамки и вознаграждение. Это означает, что организаторам следует еще перед запуском определиться и обозначить, сколько нужно средств и времени на осуществление своего проекта, а также, что они могут предложить потенциальным донаторам в качестве вознаграждения. Например, это может быть контрамарка в театр или поход в музей, причем такой визит может быть и онлайн, как мы убедились во время самоизоляции. Также не менее важно представить информацию о себе и о том, почему стоит работать именно с вами. Для успешной реализации проекта в установленный срок необходимо готовиться заранее, продумать PR-кампанию, обновление контента, а также изучить мотивы, которым следуют участники при поддержке проектов. Как говорится, «сам проект себя не продвинет».

Подводя итоги, докладчик привел примеры успешных краудфандинговых кампаний, в том числе и социальных, которые были недавно реализованы. После интересного и познавательного выступления, слушатели получили ответы на интересующие их вопросы, а также поделились своим опытом использования этого инновационного инструмента.