Управленческий учет — решения без ошибок и на шаг вперед
В рамках IV модуля Программы профессиональной переподготовки «Мастер управления в социальном предпринимательстве “Социальные инновации и предпринимательство”» был пройден курс лекций «Управленческий учет», необходимый для повседневной работы и позволяющий предпринимателю принимать решения насчет развития компании.
На очередном занятии по управленческому учету Татьяна Малофеева осветила тему ценообразования, отметив важность понимания видов факторов, за счет которых устанавливается цена. Например, если говорить про спрос, следует делать упор на развитие компании, а также на качество продукта. Однако для достижения оптимальной цены можно обратиться к микроэкономической теории, а именно предельной выручке и издержкам.
Для выбора необходимой стратегии ценообразования важно понять, в какой перспективе она будет рассматриваться. В зависимости от периода реализации (краткосрочного или долгосрочного) существуют разные стратегии.
Следующим пунктом стало обсуждение долговых обязательств. Если у долговых обязательств высокий уровень, то возникает финансовый риск. В свою очередь бизнес-риск характеризует собой риск получения низкой прибыли из-за характера бизнеса.
Поговорив про риски и ошибки, слушатели под руководством эксперта выполнили упражнения по теме оценки эффективности деятельности компаний. Так, на практике и через расчеты были обсуждены: доля рынка компаний, падение продаж и уменьшение спроса, ожидаемые выручка и спрос, фактический оборот, себестоимость реализации, валовая прибыль, разные виды расходов — на маркетинг, на обучение, накладные, на систему регистрации, на имущество, на обслуживание сайта и линии помощи.
Спикер рассказала слушателям о сбалансированной системе показателей (BSC). Целью данного подхода является попытка преодолеть следующие недостатки традиционных показателей эффективности: однофакторные показатели легко манипулируются недобросовестными руководителями; традиционные показатели часто приводят к путанице между конечной целью и показателем эффективности; их затруднительно использовать в качестве руководства к действию. BSC включает в себя оценку результатов деятельности с таких 4 ракурсов, как: финансы (как акционеры видят организацию?), клиенты (как клиенты оценивают организацию?), внутренние процессы (какие процессы надо усовершенствовать?), развитие (может ли организация постоянно развиваться и создавать добавленную стоимость?). В этом подходе подчеркивается необходимость предоставления такой информации, которая объективно и беспристрастно охватывает все существующие области деятельности (рентабельность, удовлетворенность клиентов, эффективность внутренних процессов и инноваций).
Области для оценки эффективности должны быть сопоставимы с критическими факторами успеха организации и ключевыми показателями эффективности (KPI), которые должны быть конкретными, измеримыми и релевантными.
Татьяна Малофеева рассказала также о модели строительных блоков для оценки эффективности деятельности на предприятиях, в которой блоками выступают параметры оценки эффективности (прибыль, конкурентоспособность, качество), нормативы (владение, достижимость), вознаграждения (прозрачность, мотивация).
Обе модели подразумевают возможность количественного измерения, которое не всегда возможно. Существуют проблемы с выбором подходящего показателя эффективности, невозможностью количественной оценки качественных данных, со сбором данных и управлением информационными системами.
Курс «Управленческий учет» завершил IV модуль Программы профессиональной переподготовки. Слушатели получили традиционное межмодульное задание: отточить уже сделанные наработки, а также разработать стратегии фандрайзинга проекта и обдумать ценностное предложение работодателя.