Дизайн-мышление: увидеть ориентир на человека
В ходе очередного учебного дня Программы повышения квалификации «Содействие развитию добровольчества (волонтерства) и взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями» слушатели познакомились с понятием дизайн-мышления как метода совместной деятельности с добровольцами (волонтерами) и представителями социально ориентированных НКО.
Построение новых социальных связей — одна из наиболее важных задач в дизайн-мышлении. Это и было первым заданием в ролевой игре для участников ППК на интерактивном семинаре-практикуме от бизнес-тренера и эксперта в сфере управления человеческим капиталом, создания и реализации проектов на стыке интересов общества, бизнеса, государства Андрея Константинова.
Участники с самого начала пары были погружены в атмосферу взаимодействия —практикум, во время которого необходимо работать в формате DYI (Do It Yourself). В интерактивном режиме слушатели попытались составить карту потребностей человека. Как отметил лектор, задача слушателей на протяжении всего курса будет состоять в групповой работе над проектом.
Однако перед тем, как перейти к практике, Андрей Константинов обратился к теории. Что же такое дизайн-мышление? Это системный подход к решению задач, ориентированный на интересы и потребности человека. Важный момент дизайн-мышления состоит в присутствии глубокого интереса к стратегии и сценарию пользователя, а также в быстром создании работающего прототипа. Почему же дизайн-мышление подходит для работы с НКО и волонтерами? Секрет в том, что при работе с социальным сектором вероятность получить четкий и открытый ответ увеличивается в разы.
Спикер объяснил, что дизайн-мышление учит тому, что в центре внимания находится Человек. Более того, оно устраняет «разрыв» пользовательского опыта или то ощущение, которое возникает, когда эмоции от использования продукта расходятся с ожиданиями. Андрей Константинов сделал отдельный акцент на эмоциях, потому что эмпатия — базис дизайн-мышления, другими словами, это погружение в мир пользователя продукта, чтобы лучше понять, кто он, почему и как пользуется продуктом, и как можно улучшить этот опыт.
Следующий важный аспект состоит в том, что первоочередная задача руководителя команды состоит в том, чтобы иметь представление четкого образа клиента, а также, что имеет особую ценность, исходить из потребностей клиента, а не быть в плену своих заблуждений.
Отдельная часть лекции была посвящена инструментам дизайн-мышления. К ним можно отнести: анкетирование, глубинное интервью, опросы, фокус-группы, горячие линии и даже двухсторонний отзыв, и рейтинг.
Слушатели также получили ответ на вопрос, зачем же нужно дизайн-мышление? В первую очередь, оно привносит дополнительные бенефиты. Среди них стоит отметить расширение социального капитала и возможность осуществления смежных проектов. Однако у этого подхода есть и свои ограничения. Андрей Константинов упомянул такие барьеры, как необходимость учиться, не всегда высокая эффективность, затратность процесса. Может оказаться и так, что стратегия организации неверна и ее придется в корне менять.
В завершение Андрей Константинов посоветовал слушателям материалы, с помощью которых можно еще больше узнать про дизайн-мышление.