• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Правовая охрана или потеря продукта — решать вам

В рамках V модуля Программы профессиональной переподготовки «Мастер управления в социальном предпринимательстве “Социальные инновации и предпринимательство”» слушатели изучили основные аспекты, касающиеся вопросов интеллектуальной собственности в социальном предпринимательстве.

Правовая охрана или потеря продукта — решать вам

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Владеть по праву

Елена Селиванова, начальник отдела правового сопровождения научной деятельности и вопросов интеллектуальной собственности Правового управления НИУ ВШЭ, представила группы объектов, которые предполагают наличие прав (как авторских, так и патентных). От вида объекта выбирается и форма правовой охраны. Нарушение авторских прав можно доказать только при условии, что определенный товар полностью заимствован, в случае же, если взята только идея — у нового разработчика появляются свои права.  

Слушатели разобрали преимущества разных видов правовой охраны широкого круга объектов. Так, у объектов авторского права правовая охрана действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, в то время как ноу-хау — может охраняться бессрочно (яркий тому пример — продукция компании Coca-Cola).  

Обсуждение коснулось и вопросов средств индивидуализации, таких как фирменное наименование, коммерческое обозначение и товарные знаки. Эти элементы в совокупности с деловой репутацией и промышленным образцом образуют бренд. Большой интерес вызвал разбор составляющих известных крупнейших брендов.

Вопросы создания и коммерциализации интеллектуальной собственности

Важный раздел темы был посвящен вопросам о том, кому и на каких условиях принадлежат результаты интеллектуальной деятельности.

Елена Селиванова рассказала, что нужно сделать, чтобы организация, будучи заказчиком интеллектуальной деятельности, сохраняла право на ее результаты. Для этого в организации должен существовать комплект документов, который однозначно закреплял бы их за ней.

В некоторых случаях объекты интеллектуальной собственности можно использовать бесплатно. Во-первых, это касается объектов, перешедших в общественное достояние. Однако если объект входит в музейный фонд, для его использования в коммерческих целях нужно получить согласие музея, в чьем распоряжении он находится.

Во-вторых, законодательством допускается цитирование и иллюстрирование.

В-третьих, существует большой объем информации, распространяемой на основе лицензий Creative Commons.

В-четвертых, исходные коды открытых программ распространяются либо как общественное достояние, либо на основе «свободных» лицензий. Слушатели под руководством Елены Селивановой разобрали кейсы о свободном использовании интеллектуальной собственности.

Кроме этого, были рассмотрены вопросы лицензионных платежей и различные формы коммерциализации интеллектуальной собственности, в частности, технических решений, программ для ЭВМ и баз данных, объектов авторского права.