Правовая охрана или потеря продукта — решать вам
В рамках V модуля Программы профессиональной переподготовки «Мастер управления в социальном предпринимательстве “Социальные инновации и предпринимательство”» слушатели изучили основные аспекты, касающиеся вопросов интеллектуальной собственности в социальном предпринимательстве.
Владеть по праву
Елена Селиванова, начальник отдела правового сопровождения научной деятельности и вопросов интеллектуальной собственности Правового управления НИУ ВШЭ, представила группы объектов, которые предполагают наличие прав (как авторских, так и патентных). От вида объекта выбирается и форма правовой охраны. Нарушение авторских прав можно доказать только при условии, что определенный товар полностью заимствован, в случае же, если взята только идея — у нового разработчика появляются свои права.
Слушатели разобрали преимущества разных видов правовой охраны широкого круга объектов. Так, у объектов авторского права правовая охрана действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, в то время как ноу-хау — может охраняться бессрочно (яркий тому пример — продукция компании Coca-Cola).
Обсуждение коснулось и вопросов средств индивидуализации, таких как фирменное наименование, коммерческое обозначение и товарные знаки. Эти элементы в совокупности с деловой репутацией и промышленным образцом образуют бренд. Большой интерес вызвал разбор составляющих известных крупнейших брендов.
Вопросы создания и коммерциализации интеллектуальной собственности
Важный раздел темы был посвящен вопросам о том, кому и на каких условиях принадлежат результаты интеллектуальной деятельности.
Елена Селиванова рассказала, что нужно сделать, чтобы организация, будучи заказчиком интеллектуальной деятельности, сохраняла право на ее результаты. Для этого в организации должен существовать комплект документов, который однозначно закреплял бы их за ней.
В некоторых случаях объекты интеллектуальной собственности можно использовать бесплатно. Во-первых, это касается объектов, перешедших в общественное достояние. Однако если объект входит в музейный фонд, для его использования в коммерческих целях нужно получить согласие музея, в чьем распоряжении он находится.
Во-вторых, законодательством допускается цитирование и иллюстрирование.
В-третьих, существует большой объем информации, распространяемой на основе лицензий Creative Commons.
В-четвертых, исходные коды открытых программ распространяются либо как общественное достояние, либо на основе «свободных» лицензий. Слушатели под руководством Елены Селивановой разобрали кейсы о свободном использовании интеллектуальной собственности.
Кроме этого, были рассмотрены вопросы лицензионных платежей и различные формы коммерциализации интеллектуальной собственности, в частности, технических решений, программ для ЭВМ и баз данных, объектов авторского права.