• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

В Общественной палате Российской Федерации обсудили проблемы цифровой трансформации НКО

В Общественной палате РФ состоялся круглый стол на тему «Цифровая трансформация НКО как фактор развития гражданского общества», организаторами которого выступили Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по развитию некоммерческого сектора и поддержке СОНКО и Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. Участники круглого стола обсудили процессы, риски и результаты цифровой трансформации сектора НКО за последний год.

В Общественной палате Российской Федерации обсудили проблемы цифровой трансформации НКО

В рамках встречи спикеры рассказали, как изменился индекс цифровых компетенций российских НКО, а также его составляющие: показатели цифрового фандрайзинга, цифровой инфраструктуры, цифрового присутствия и цифровые коммуникации. В ходе дискуссии были также обсуждены предложения по укреплению и поддержке процессов цифровой трансформации НКО и их оптимизации как факторов развития гражданского общества в нашей стране. Модератором круглого стола выступила председатель Комиссии ОПРФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Елена Тополева-Солдунова.

Цифровые компетенции НКО во время пандемии стали лучше, но только чуть-чуть

Ирина Мерсиянова, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, отметила, что цифровые компетенции НКО за время пандемии коронавируса COVID-19 выросли незначительно — индекс цифровых компетенций* НКО увеличился всего на 0,4 балла.

Ирина Мерсиянова представила результаты всероссийского исследования цифровой трансформации НКО, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора до пандемии (2019 г.) и в I квартале 2021 года. Оба раза были изучены 1000 некоммерческих организаций, а специально сконструированная выборка позволила обеспечить сопоставимость полученных данных. Данные этого исследования являются актуальными как никогда, ведь от того, как НКО адаптируются в сложный период пандемии зависит благополучие сотен тысяч их подопечных, найдут ли волонтерские устремления россиян применение на практике и развитие сектора НКО в целом.

Среднее значение индекса цифровых компетенций российских НКО в 2021 году составило 2,1 балла из 10 возможных, что всего на 0,4 балла выше по сравнению с 2019 годом. Индекс базовых цифровых компетенций характеризует широту цифрового инструментария некоммерческой организации. Оценка производится по четырём направлениям: информирование о деятельности организации  («цифровое присутствие»), обеспечение внутренних рабочих процессов («цифровая инфраструктура»), коммуникации с целевыми аудиториями («цифровые коммуникации») и привлечение ресурсов («цифровой фандрайзинг»). Каждый аспект оценивается по десятибалльной шкале пропорционально количеству цифровых инструментов, используемых организацией, итоговый индекс представляет собой среднее значение по всем четырём направлениям.

Как и до пандемии коронавируса, наиболее развитым направлением, где НКО шире всего применяют цифровые инструменты, оказались коммуникации (среднее значение 2,7 балла из 10-ти возможных). В общей сложности 72% организаций используют цифровые технологии, чтобы взаимодействовать со своей целевой аудиторией — посредством сайтов, социальных сетей, электронных писем и других цифровых каналов. За время пандемии, однако, этот показатель изменился минимально — вырос всего на 0,1 балла, то есть новых способов обращаться к своей аудитории большинство НКО не открыли.

Наибольший рост НКО продемонстрировали по «цифровой инфраструктуре», подразумевающей использование технологий, таких как корпоративные порталы, облачные сервисы, программы-планировщики и др. в организации рабочих процессов: средняя оценка составила 2,4, что на 0,5 балла выше, чем в 2019 году. Таким образом, необходимость координировать сотрудников и волонтеров в условиях самоизоляции побудила НКО расширить свой цифровой инструментарий.

Значение переменной «цифровое присутствие» выросло на 0,4 балла и в среднем тоже равно 2,4 балла. Она характеризует то, как НКО заявляют о себе в цифровой среде: есть ли у организации свой сайт или страница в социальной сети, можно ли найти её в электронных каталогах и т.д. Всего 16% НКО не представлены в Интернете — это самая низкая доля нулевых значений индекса среди всех направлений, а рост значения индекса говорит о том, что организации находят новые способы рассказать о себе. Например, удвоилось количество НКО, которые размещают рекламу своей организации онлайн: их стало 18% против 9% в 2019 году.

Последнее место (в среднем – 0,8 балла, как и в прошлом году) занял «цифровой фандрайзинг». Российские НКО пока что нечасто обращаются к интернет-пользователям с целью привлечь финансовые ресурсы — только 30% организаций привлекают средства онлайн в той или иной форме. Для сравнения, по данным крупного международного исследования 2019 Global NGO Technology Report в среднем 64% зарубежных НКО принимают пожертвования на своём сайте, тогда как в России — всего лишь 11%. За время пандемии ситуация не изменилась.

Если проанализировать показатели по каждой из 1000 НКО, попавших в выборку, то можно заметить, что увеличилось и самое высокое достигнутое значение индекса отдельными организациями. Так, если в 2019 году оно составляло 7,4 балла, то в 2021 — уже 8,3. По направлениям «цифровая инфраструктура» и «цифровые коммуникации» максимальное значение индекса поднялось с 9 и 8,3 соответственно до полных 10 баллов, максимальное по направлению «инфраструктура» не изменилось, и только по направлению «фандрайзинг» упало с 9 до 7 баллов из 10 возможных.

Исходя из того, насколько активно применяются цифровые технологии, можно выделить пять типологических групп, представленных на рисунке 2. Положительные изменения, произошедшие за время пандемии, наглядно заметны, если сравнивать численность типологических групп в 2019 и 2021 году: общая доля «продвинутых» (средний индекс равен 3,2–4,5 балла) и «лидеров» (средний индекс выше 4,5 балла) увеличилась на 6 п.п., то есть организаций, пользующихся большим количеством разнообразных цифровых инструментов, стало больше. В то же время число «аутсайдеров», не использующих цифровые технологии, и «отстающих» (набравших не более 0,5 балла) почти не изменилось: скорее всего, это говорит о том, что цифровизация коснулась в первую очередь тех НКО, которые уже применяли информационные технологии, и за время пандемии обратились к новым для себя цифровым инструментам, тогда как организации, не использовавшие цифровые технологии, не оказались мотивированы внедрять их в свою деятельность. В целом «цифровых аутсайдеров» больше среди религиозных организаций; организаций, занимающихся развитием и жилищной сферой; не являющихся социально ориентированными НКО. «Цифровых лидеров» — среди благотворительных организаций и НКО, работающих в сфере здравоохранения.

«Во время пандемии многим НКО пришлось глубоко изменить свою деятельность из-за необходимости удаленной работы сотрудников и разрушения обычных цепочек взаимодействия. У всех на слуху были происходящие процессы цифровой трансформации во многих сферах жизни. Это создавало ощущение, что аналогичные процессы и в секторе НКО проходят быстро и без особых препятствий. И если бы это было так, то цифровые компетенции НКО за время пандемии заметно улучшились бы. Однако наше исследование показало, что они улучшились у отдельных НКО и по ряду показателей даже достигли своего максимума, чего не было до пандемии. При этом индекс цифровых компетенций в целом по сектору российских НКО вырос незначительно», — подводит итог Ирина Мерсиянова.

Международный опыт

Наталья Иванова, старший научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, посвятила свое выступление на тему «Индексы цифровизации НКО: зарубежный опыт» современным международным тенденциям в развитии инструментария, предназначенного для оценки цифровых компетенций НКО.

Изучение зарубежного опыта, который учитывался при разработке индекса цифровых компетенций российских НКО, представленного Центром, свидетельствует о том, что российские данные подтверждают результаты зарубежных индексов, характеризующих распространение цифровых технологий в третьем секторе: отставание от сфер бизнеса и государственного управления; недостаток стратегического подхода к цифровизации, использование ограниченного набора базовых цифровых инструментов. В то же время отмечается нарастание темпов и расширение потребностей НКО в использовании цифровых технологий в последнее время.

Это говорит о том, что потенциал цифровой трансформации третьего сектора лежит в сфере стратегического применения цифровых технологий для развития организации, укрепления конкурентоспособности.

Можно сделать вывод, что ситуация в России в сфере цифровизации НКО, — не уникальна. «Но это нас не должно успокаивать. Наоборот, мы находимся в такой точке, когда необходимо привлекать внимание к этой проблеме максимально широкий спектр заинтересованных лиц, чтобы выработать конкретные шаги по поддержке цифровой трансформации в секторе НКО, создать такую среду, чтобы НКО стали сами заинтересованы в расширении каналов цифровых коммуникаций со своими целевыми аудиториями, а также в том, чтобы быть в разнообразных формах представленными в Интернете, развивать цифровую инфраструктуру внутри НКО и применять инструменты цифрового фандрайзинга», — подчеркнула Ирина Мерсиянова.

Электронное правительство и НКО

Сергей Ревякин, научный сотрудник Центра, выступил с докладом о перспективах развития потенциала НКО в поддержке имплементации инициатив электронного правительства в России. Он, в частности, отметил, что в эпоху цифровизации государственного управления в разных странах, НКО, помимо узнаваемых функций, приобрели ряд дополнительных и стали активнее использоваться как организации, продвигающие принципы «надлежащего» управления.

Спикер рассказал о проведенном исследовании, посвященном определению возможных функций НКО в России, выполнение которых могло бы увеличить эффективность внедрения концепции электронного правительства и, в частности, привести к увеличению использования электронных порталов государственных услуг и платформ общественного участия. Важно, что в исследовании были изучены как факторы со стороны «предложения» электронного правительства, так и факторы «спроса», влияющие на использование порталов государственных услуг и платформ общественного участия.

В результате проведенного исследования были предложены направления развития потенциала НКО в поддержке имплементации инициатив электронного правительства в России, такие как стимулирование первого успешного опыта граждан в использовании порталов государственных услуг и платформ общественного участия, образовательная и консультационная поддержка пользователей (в т.ч. пожилых граждан), распространение историй успеха использования порталов госуслуг и платформ общественного участия и т.д.

Также было отмечено, что поскольку положительная динамика использования гражданами решений электронного правительства является заметным долгосрочным трендом, в условиях цифровой трансформации государств в мире роль НКО возрастает. Однако для полноценного выполнения задач поддержки имплементации инициатив электронного правительства НКО сами должны реформироваться, и в этом им нужна поддержка, чтобы выступать стратегическим партнером правительства, сокращая разрыв между секторами. В такой модели НКО могут получать финансирование не только в виде пожертвований и добровольных взносов, но все больше в виде субсидий и государственных контрактов и денежных пожертвований от бизнеса.

Роль руководителя в цифровизации организации

Предметом обсуждения на круглом столе стал и вопрос о роли коллегиальных органов управления в цифровой трансформации НКО. Выступая с докладом, Александра Телицына, старший научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, рассказала о результатах качественных и количественных исследований, посвященных роли управляющих советов в менеджменте некоммерческих организаций. Согласно материалам экспертных интервью, все респонденты ожидали вовлеченность членов совета в процессы цифровой трансформации, 3/4 опрошенных рассчитывали на помощь управляющих советов в обучении, повышении квалификации, получении новых цифровых навыков и компетенций как сотрудников, так и руководителей.

По мнению Александры Телицыной, в работе НКО большую роль играет социальная миссия, поэтому в качестве потенциальных сложностей представители НКО называли опасения потери социального смысла миссии при формализации и цифровизации деятельности.

В выступлении были освещены основные проблемы, барьеры и риски трансформации: внутреннее сопротивление персонала, боязнь сложности освоения новых цифровых технологий и др. Ожидания от роли управляющих советов были высоки у всех респондентов, что подтверждается и данными количественного исследования. «Использование управляющих советов поможет интенсифицировать процессы цифровой трансформации в НКО», — резюмировала Александра Телицына.

Регионы под увеличительным стеклом

Обсуждавшиеся вопросы вызвали оживленную дискуссию и вызвали ряд вопросов у аудитории. Так, Александр Терновцов, управляющий партнер коллегии адвокатов «Гриб, Терновцов и партнеры» сконцентрировал внимание на региональном аспекте цифровизации НКО: «Прежде всего, я хотел бы поблагодарить авторов за такое фундаментальное, можно сказать, глубинное исследование, которое вызывает уважение. Если изучить каждый регион подробнее, можно будет сказать, что представленные выше цифры где-то еще и упадут. В частности, могу привести пример нашей Курской области, хоть в какой-то степени это обидно говорить, но лучше мы сами будем это говорить, чем нам. Скажем, по количеству зарегистрированных СОНКО мы сопоставимы с соседней Белгородской областью, а вот среди участвующих в конкурсе президентских грантов у нас только 60 организаций, то есть 7%, а в Белгороде — таких организаций 30%, и всего лишь 7% организаций у нас в области имеют свои сайты. Если же говорить о более продвинутых ИТ-технологиях и каналах, то этот процент, скорее всего, еще упадет и эту тему можно продолжать». Таким образом, приходит к выводу Александр Терновцов, региональный аспект, может внести свои коррективы «в среднюю температуру», что позволит региональным НКО посмотреть на приведенные результаты сквозь призму своих региональных особенностей.

«Я соглашусь с мнением, что руководители могут являться тормозом цифровой трансформации тех организаций, которые они возглавляют, но зачастую она также происходит благодаря руководителям, которые и являются инициаторами прогрессивных изменений. Например, для того чтобы вести телеграмм-канал и т.д., нужны ресурсы, причем не только материальные, но и в лице профессионально подготовленных сотрудников. Конечно, итог зависит не только от руководителя: если на гоночную площадку выгнать запорожец и мерседес, то итог такой гонки будет заранее известен, кто бы на педаль газа ни нажимал бы. В целом, могу сказать, что мои горизонты исследование раздвинуло с точки зрения того, где мы, региональные организации, должны искать ресурсы. Хочу добавить, что подобное исследование могло бы быть полезным для региональных топовых организаций. Возможно, оно смогло бы кардинально изменить те результаты, которые сделаны на федеральном уровне всех СОНКО», — таким образом обозначил задачу для региональных НКО Александр Терновцов.

Ирина Мерсиянова выразила солидарность с мнением представителя одной из топовой региональной НКО: «Наши всероссийские данные для некоммерческих организаций каждого региона — своего рода зеркало, в которое они могут посмотреться. Можно взять наш инструментарий, провести аналогичное исследование в своем регионе и сравнить эти данные с общероссийскими. Кроме того, один из этапов построения нашей выборки — это построение кластеров региона, можно увидеть себя и с этой стороны, с помощью еще одного зеркала, скорее даже с помощью увеличительного стекла», — в частности, отметила она.

Председатель Общественной палаты Сахалинской области Владимир Иконников выразил мнение, что результаты исследования Центра будет полезно обсудить с коллегами по палате: «Было бы интересно определить наших аутсайдеров в сфере цифровизации, посмотреть, как обстоит дело в некоммерческих организациях в сфере ЖКХ, потому что большинство вопросов, по которым к нам обращаются, так или иначе с ней связаны, в религиозных организациях и т.д. Конечно, многое мы примеряем на себя, подходит это нам или нет!»

Мария Большакова, председатель Экспертного совета конкурса грантов мэра Москвы 2020 для социально ориентированных некоммерческих организаций, председатель комиссии по открытости власти информационной политике и СМИ Общественной палаты Московской области отметила актуальность исследования для регионов, подчеркнув, что ей не понаслышке знакома региональная аналитика: «Должна также отметить, что в связи с прошлогодним исследованием по индексам поднялись рейтинги Агентства социальной информации, которое играет важную роль как тематическое СМИ — агрегатор социальной информации, и я всегда рекомендую его для сотрудничества НКО».

Цифровизация как драйвер развития

Цифровизация как драйвер развития

Роман Склоцкий, директор Центра развития филантропии Благотворительного фонда Владимира Потанина, высказал мнение о том, что цифровизация ради цифровизации бессмысленна: «Для меня интерес представляет не сколько цифровизация, а инфраструктура сектора в целом: возникают новые инициативы, обучающие программы и другие проекты. Возможно, цифровизация станет тем драйвером, локомотивом сектора, который изменит отношение к инфраструктуре?! Много всего произошло за последний год, год пандемии. Но цифровизация ради цифровизации не имеет смысла. Часто цифровизация воспринимается НКО как панацея, а это совсем не так. Мне понравилось выступление коллеги про зарубежный опыт, потому что важно смотреть на эти процессы глубже и шире, с точки зрения того, а что она дает некоммерческим организациям, какие есть стимулы, барьеры, эффекты для того, чтобы этим заниматься или нет? Какова роль руководителя? Мы тоже завершили исследование годовое, которое проводили с Центром оценки общественных инициатив НИУ ВШЭ, в котором посмотрели на процесс цифровизации под разными углами зрения, в том числе с точки зрения влияния пандемии, а также на роль руководителей в этом процессе. Вопрос популярный на повестке дня, надеюсь, что внимание заинтересованных сторон к финансированию инфраструктуры НКО через цифровизацию может поменяться».

Юлия Басова, руководитель отдела социального маркетинга компании КБ-12, отметила, что непосредственно во время дискуссии у нее родилась идея о нескольких возможных стартапах на тему цифровизации: «Мы в последнее время много занимаемся социальным маркетингом, соединяем бизнес и соцпроекты. Я услышала очень много полезной информации и должна отметить, что поле деятельности просто колоссальное — мысль о нескольких проектах возникла в голове в ответ на эти цифры. Думаю, мы внесем со своей стороны свой вклад, чтобы улучшить прозвучавшие выше данные исследования!»

Подводя итоги круглого стола, Елена Тополева-Солдунова, председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию некоммерческого сектора и поддержке СОНКО, отметила, что отставание сектора НКО от государственного и коммерческого может быть довольно быстро преодолено, если все заинтересованные стороны осознают проблему и предпримут усилия для ее разрешения: «Здесь не нужны огромные ресурсы. Многое тут зависит от доноров, как государственных, так и частных, инфраструктурных организаций, региональных органов власти, бизнеса и вузов. Главное - их информировать и мотивировать. Этим как раз и займётся Общественная палата».

Участники круглого стола расходились с убеждением, что обсуждение в рамках круглого стола было конструктивным и выполнило свою задачу по выработке предложений для мобилизации всех стейкхолдеров на решение актуальных проблем по цифровой трансформации сектора.

Репортаж ОП РФ

Фоторепортаж