Конфликт — не катастрофа
В рамках VI модуля Программы профессиональной переподготовки «Мастер управления в социальном предпринимательстве “Социальные инновации и предпринимательство”» слушатели прошли теоретический курс, включающий практические занятия, посвященный конфликтам в организации и методам их разрешения.
Курс, посвященный конфликтам в организации, слушатели прошли под руководством Натальи Корягиной, старшего преподавателя Факультета социальных наук НИУ ВШЭ.
Студенты познакомились с российской традицией определения конфликтов. Лектор рассказала про современные тенденции в понимании этой темы, про позитивный потенциал, который несет в себе конфликт. Слушатели обсудили некоторые типы людей, которые особым образом ведут себя во время конфликтов, и поговорили о том, как с ними можно работать, чтоб конфликт был исчерпан.
Кроме этого, на занятии были рассмотрены существующие стратегии реагирования на конфликты. Все знания слушатели стразу же закрепили на практике, разобрав конфликтную ситуацию из жизни или литературы, которая подходит под ту или иную стратегию, после чего аудитория, разбившись на группы, наглядно разыграла деструктивное влияние конфликта, что вызвало живой отклик аудитории.
В любой организации периодически возможно непонимание между сотрудниками, поскольку люди имеют различные цели, жизненные установки и взгляды. Так как чаще всего конфликт ассоциируется с агрессией, распространено мнение, что его необходимо избегать или немедленно «гасить». Однако опытные управленцы должны понимать, как правильно управлять и разрешать конфликтные ситуации.
На очередном занятии слушатели рассмотрели причины зарождения конфликтов в организации — объективные и субъективные, а также узнали о разных типах конфликтов.
Конфликты конструктивного типа не только возможны в организации, но и желательны: они позволяют выявить разнообразие точек зрения, получить дополнительную информацию и повысить эффективность выполнения планов и проектов организации. Для того чтобы конфликт был конструктивным, по Р. Дарендорфу, участники конфликта должны признать сам факт конфликта и право сторон на свои позиции.
Парадоксально, но для успешной «управляемости» конфликтов стоит отказаться от безуспешных попыток его предотвращения и сосредоточиться на регулировании самих проявлений конфликта.
Для отработки полученных теоретических навыков состоялись практические занятия — разбор кейсов из практики, в том числе для познания себя. Однако преподаватель уделила время для теории управления конфликтами: как гасить их на разных стадиях. Кроме этого, лектор рассказала о том, как строятся взаимоотношения между руководителем и подчиненным в разрезе потенциально конфликтных ситуаций. Какие-то ситуации вызвали жаркое обсуждение, например, стоит ли увольнять сотрудника в той или иной ситуации. В конце курса слушатели заполнили тест на эмоциональный интеллект, который помог им лучше осознать, понимают ли они эмоции окружающих и свои собственные.