Формула жизнестойкости: что делает НКО устойчивой?
Состоялась очередная экспертная дискуссия «Формула жизнестойкости: что делает НКО устойчивой?» из совместного цикла «Что известно о состоянии российского гражданского общества на основе данных опросов и статистики» Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ и медиацентра «Благосфера».
Ирина Мерсиянова выступила с докладом, построенным на материалах интервью и данных всероссийского обследования НКО, проведенного в 2021 году в рамках мониторинга состояния гражданского общества Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, проанализировав в своем докладе феномен устойчивости НКО с применением системного подхода. Исследование было проведено в 2021 году Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ и Агентством социальной информации в рамках проекта «PROдвижение НКО» при поддержке Фонда президентских грантов и Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Могут ли НКО выстоять в кризисных условиях, когда внешние факторы неблагоприятны? Что необходимо предпринять институтам развития сектора, чтобы повысить устойчивость НКО? Эти и другие вопросы обсудили участники дискуссии, приглашенными экспертами которой стали директор Агентства социальной информации Елена Тополева-Солдунова, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева, руководитель добровольческого движения «Даниловцы» Юрий Белановский, а модератором дискуссии выступила директор Центра «Благосфера» Наталья Каминарская.
Отличительной чертой дискуссии стал смешанный онлайн и офлайн-формат.
В ходе исследования стояли задачи определить факторы устойчивости как способности НКО осуществлять стабильную деятельность в кризисных условиях, а также выявить различные применяемые подходы, инструменты, модели и практики устойчивого функционирования НКО как в целом, так и по отдельно выделенным видам устойчивости, таким как финансово-экономическая, организационно-управленческая, кадровая, информационно-технологическая, коммуникационная и репутационная.
48% руководителей НКО главной проблемой функционирования НКО в 2021 году называют недостаток материальных средств. Часть проблем лежит в плоскости взаимодействия, например, 27% респондентов говорят об отсутствии интереса со стороны возможных спонсоров или бизнес-структур, а 26% — местных властей. Проблемы с кадрами также имеют значение для надежной работы: о нехватке специалистов для работы в организации упоминают 16% руководителей некоммерческих организаций, а каждый десятый руководитель ставит под сомнение энтузиазм своих сотрудников. О недостаточной рекламе вспомнили 18% опрошенных, о проблемах со средствами связи и коммуникаций — 11%.
Из проблемы недостатка финансовых ресурсов вытекает и проблема нехватки квалифицированных кадров, что подтверждают и приведенные цитаты руководителей НКО: «Финансы и кадры! Будут финансы, будут и кадры. Будут квалифицированные кадры, будут и финансы». Получается замкнутый круг: при нехватке средств трудно полноценно реализовывать текущие проекты и невозможно разрабатывать новые.
Однако, недостаток финансовых средств — не единственная причина отсутствия кадров, среди таковых и недостаток квалифицированных кадров на рынке труда, проблема преемственности, но самое сложное, по мнению респондентов, найти финансирование на административную деятельность и оплату труда сотрудников.
Проблемы стабильной работы НКО связаны и с законодательством, в частности, руководители НКО упоминают сложности с «постоянно изменяющимися правилами игры» из-за регулярных изменений. Важную роль играет эффективный менеджмент: трудности с планированием и разработкой стратегии могут стать препятствием на пути развития НКО.
Во время пандемии обострились те проблемы, которые преследовали организацию и ранее — 50% руководителей НКО говорят о недостатке денег, материальных средств. Также во многих НКО обострилась проблема с кадрами, какие-то организации лишились сотрудников, причем иной раз им даже было невозможно найти замену. Но основными стали трудности в поддержании эмоционального фона, сплоченности и мотивации команды.
87% НКО ожидали помощь и поддержку, прежде всего от властей любого уровня, от населения и бизнеса, 58% — от местных органов власти, причем в зависимости от специфики деятельности и конкретных возможностей и потребностей, каждая НКО сформировала свой «пул помощи», не ограничиваясь одним-двумя источниками поддержки. Исключение составляет Фонд президентских грантов, который фактически определил жизнеспособность отдельных организаций.
Разговор коснулся и проблемы адаптации НКО в условиях пандемии. 42% организаций адаптировались в условиях пандемии, причем 45% — в чем-то спонтанно, а в чем-то планово. Большая часть НКО (74%) изменили свою работу в период пандемии, в частности, перевели в онлайн встречи (41%), мероприятия (32%), услуги (19%).
Ирина Мерсиянова обратила внимание участников дискуссии на особенность, которую вскрыла качественная часть исследования: респонденты подробно обсуждали внешние факторы устойчивости, такие как совершенствование законодательства, долгосрочное государственное финансирование, профессиональное образование, меры репутационной поддержки, и весьма кратко — внутренние факторы, такие как диверсификация источников финансирования, поиск доноров, повышение качества менеджмента, укрепление кадрового и репутационного ресурса и т.д.
Представленные данные вызвали большое количество вопросов и большой интерес как у присутствующих участников, так и у представителей регионов, участвующих онлайн.