• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Отношение к НКО и гражданские практики: что изменилось в представлении граждан в 2021 году

На очередной экспертной дискуссии из совместного цикла «Что известно о состоянии российского гражданского общества на основе данных опросов и статистики?»  Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ и медиацентра «Благосфера» разговор шел о том, что изменилось в представлениях граждан об НКО и гражданских практиках в 2021 году.

Дискуссия была построена на материалах мониторинга состояния гражданского общества Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. Данные мониторинга представила Ирина Мерсиянова, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, подчеркнув, что мониторинг состояния гражданского общества ведется Центром с 2006 года при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ. Источником данных служат Всероссийские опросы населения по репрезентативной выборке (не менее 2 000 человек), проведенные в 2006–2021 году.

В качестве приглашенного эксперта выступила директор по коммуникациям Фонда «КАФ» Светлана Корначева. Модератор дискуссии, директор медиацентра «Благосфера» Наталья Каминарская отметила, что тема ставшей традиционной дискуссии чрезвычайно важна и в какой-то мере подведет итог уходящего года, ведь цикл дискуссий призван помочь организациям некоммерческого сектора координировать свои проекты, учитывать мнение граждан, обосновывать свои заявки на гранты и в целом позволяет посмотреть на свою работу со стороны.

Уходящий год был для некоммерческого сектора неоднозначным: и годом вызова, и годом новых барьеров, и годом новых возможностей. Изменилась ли при этом информированность россиян о деятельности НКО и гражданских инициативах? Уровень доверия к ним и в целом отношение к участию в практиках гражданского общества? Эти и другие вопросы обсуждались в ходе дискуссии, отличительной чертой которой стал онлайн-формат.

Какова же общая картина информированности, доверия и участия граждан в деятельности НКО? Спикер обратила внимание, что динамика показателей по этим трем направлениям представляют собой «ломаные» со взлетами и падениями в разные года, начиная с 2009-го. В 2021 году 54% россиян (18+) доверяют хотя бы одной НКО, и этот показатель остался на уровне прошлого года. 77% россиян декларируют свою информированность о деятельности НКО в своем населенном пункте (79% — в 2020 году), однако, наметилась тенденция к уменьшению, потому что в 2017 году этот показатель был на уровне 85%. Принимает участие в деятельности хотя бы одной НКО 28% россиян. Однако основным показателем, от которого зависят как информированность, так и участие в НКО, как отметила докладчик, является уровень доверия.

Информированность об НКО

Среди НКО наиболее часто (38%) россияне упоминали садовые и дачные товарищества, профсоюзы (36%), общества инвалидов (30%), чуть реже — домовые комитеты (29%), политические партии (28%), общества защиты прав потребителей и благотворительные организации упоминают одинаково часто (27%). Как отметила докладчик, речь идет не о какой-либо абстрактной крупной и хорошо рекламируемой организации, а той, которая осуществляет свою деятельность по месту жительства респондента. ТСЖ знакомы 26% россиян, а ветеранские объединения упоминает 25% респондентов. Благотворительные инициативы или акции знакомы 17%, а о благотворительных фондах знает 15% респондентов. О том, что им знакомы местные инициативы по защите прав и интересов местных жителей, сказало 5% граждан. О религиозных общинах упоминали 19%, а об экологических организациях знает 15% россиян. Каждый восьмой россиянин (12%) знает о деятельности женских и правозащитных организаций. Тем не менее на вопрос «О каких общественных, некоммерческих организациях и инициативах в Вашем городе (селе, поселке) Вы знаете или хотя бы слышали» 21% респондентов в 2021 году ответили, что ни о каких не знали и не слышали. В связи с этим возникает вопрос, каковы же причины этой неинформированности? Необходимо учесть, что при опросе охватываются все типы муниципальных образований, возможно, в каких-то из них нет действующих НКО, о деятельности которых могли бы знать их жители.

Ирина Мерсиянова рассказала участникам дискуссии, как менялась с годами информированность россиян о благотворительных фондах. За все годы мониторинга этот уровень информированности менялся от 12 до 24%, однако, сегодня доля россиян, заявляющих о своей информированности о работе благотворительных фондов, сравнима с таковой в 2007 году. Такая же тенденция — и в случае с благотворительными акциями при диапазоне по годам от 12 до 33%. В случае благотворительных организаций в целом уровень информированности выше, однако, также не наблюдается особой динамики при диапазоне от 17 до 36%. Несмотря на то, что ситуация в сфере благотворительности в целом по стране сильно изменилась за последние 15 лет, уровень информированности населения на местах об этой сфере не такой уж и высокий.

Светлана Корначева отметила, что эти данные заставляют задуматься, так как с 2007 года количество информационных каналов сильно возросло, учитывая тенденцию к цифровизации сектора, популярность социальных сетей и доступность интернета в регионах. Одной из причин, по ее мнению, может служить большее доверие людей к другим людям, скажем, друзьям и знакомым, а не организациям или СМИ. С одной стороны, НКО должны больше информировать о своей работе, надеясь на отклик от СМИ, чтобы люди слышали не об абстрактных акциях, но и знали, кто является их организаторами. Обнадеживает то, по мнению Светланы Корначевой, что люди информированы в той или иной мере о деятельности своих местных НКО, так как чаще им лучше знакомы несколько крупных федеральных фондов. Как отметила эксперт, наблюдая за проведением благотворительной акции «Щедрый вторник», можно увидеть активность местных сообществ даже в самых неожиданных населенных пунктах — отдаленных и небольших селах и деревнях.

Ирина Мерсиянова, вступая в дискуссию, привела данные о пожертвованиях во время первой волны пандемии (в 2020 г.), когда 3% взрослого населения россиян ответили, что принимали участие в благотворительных акциях, флэшмобах через интернет, например в «щедром вторнике», что охватывает около 3 млн россиян.

Светлана Корначева прокомментировала приведенные данные о жертвователях в интернете, затронув животрепещущую тему жертвования денег: правильнее жертвовать деньги в интернете посредством проверенных платформ, при том что лишь 1% россиян говорит об использовании краудфандинговых платформ, а 8% жертвуют деньги в ответ на обращения в соцсетях, и часто такой сбор идет на личные карты.

Соотношение доверия и недоверия к НКО

Как отметила Ирина Мерсиянова, 54% россиян, декларирующих свой уровень доверия хотя бы к одному типу НКО, — это неплохой показатель (при этом речь идет о всех типах НКО, а не только лишь об НКО в своих населенных пунктах). Первую строчку по уровню доверия в 2021 году занимают профсоюзы: им доверяет 15% россиян. 11% россиян заявили о своем доверии к благотворительным организациям, 7% — благотворительным фондам, выделяющим деньги для решения различных проблем. Как отметила докладчик, невозможно доверять абстрактной организации, часто вы доверяете чему-либо, имея определенные ожидания от взаимодействия. В период пандемии были затруднены контакты, в частности, закрыты многие храмы, это могло, например, сказаться и на уровне доверия к таким хорошо известным институциям, как религиозные общины (о доверии к ним сказали 4% россиян. Скажем, уровень доверия в 13% к обществам защиты прав потребителей говорит о том, что ситуация в этой сфере не настолько напряжена, чтобы было накоплено много опыта взаимодействия с такого рода организациями. Таким образом, уровень доверия к благотворительным организациям сопоставим с уровнем лидеров.

Когда мы рассматриваем уровень доверия, то мы должны обратиться и к уровню недоверия. Самый высокий рейтинг по этому показателю у политических партий (26%), на втором месте по частоте упоминания находятся религиозные общины, организации и движения (20%). Благотворительные фонды занимают четвертую условную позицию — 12% россиян говорят о недоверии к ним. Баланс доверие/недоверие находится практически на нуле. Например, у ТОСов и других местных инициативных групп, которые делают много полезного для жителей своих территорий, уровню доверия в 2% противопоставлен уровень недоверия в 10%.

Участие в деятельности НКО

Уровень участия россиян в деятельности НКО сравнительно невысок. 71% россиян не участвует в деятельности никаких НКО. В деятельность профсоюзов вовлечено 8% россиян, садовых товариществ — 7%, товарищества собственников жилья — 4%, а в инициативных группах, объединяющих родителей состоит 1% россиян, а в деятельности благотворительных организаций принимает участие 2% россиян, при том что в 2010 году этот показатель равнялся нулю. Как отметила Ирина Мерсиянова, эти цифры лишний раз заставляют задуматься, а сколько таких объединений необходимо, сколько соратников и участников является для них необходимо.

В 2021 году 41% россиян говорит о том, что является членом организации либо участником инициативы, 29% — работает добровольно (безвозмездно), 14% помогает деньгами, пожертвованиями и 9% от числа участвующих в деятельности НКО работают за плату.

Если же говорить об ответах россиян, в каких формах они хотели бы принимать участие, то 2% россиян в настоящее время работает за плату, а 22% — хотели бы этого. Таким образом, можно сказать, что НКО для россиян — потенциальный рынок труда.

Потенциал желающих работать добровольцем отличается на 5 п. п. и составляет 13% против 8% реальных добровольцев. Помогают деньгами, делают пожертвования 4% россиян, при этом потенциально готовы к такой форме участия 9% респондентов. Таким образом, в случае планирования размеров привлечения денежных пожертвований необходимо понимать, что есть определенный предел, если опираться на общественное мнение.

Однако, докладчик упомянула, что при более прицельной работе с электоратом доля тех, кто готов жертвовать свое время и деньги, может значительно возрасти.   

Светлана Корначева затронула тему цифровизации НКО, отметив, что КАФ уделяет внимание выделению грантов на развитие самих организаций: повышая свою устойчивость и уровень компетенций, включая современные диджитал инструменты, НКО смогут привлечь и больше средств от жертвователей.

А модератор дискуссии Наталья Каминарская завершила дискуссию, подчеркнув, если какие-то данные не нравятся, то не надо рассматривать их как трагедию, а лишь как руководство к действию.

Видеозапись дискуссии