• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Социальные инновации — требование времени

В рамках Программы профессиональной переподготовки «Мастер управления в социальном предпринимательстве “Социальные инновации и предпринимательство”» стартовал I модуль третьего потока программы, посвященный теме «Социальные инновации: лидеры, формы и возможности».

Предваряя учебную программу, ее руководитель Ирина Мерсиянова отметила во вступительном слове, что программа ориентирована на социальных предпринимателей, сотрудников НКО и представителей малого и среднего бизнеса - которым предстоит реализовывать социально предпринимательские проекты, а овладеть инструментами социальных инноваций и применять их на практике — это требование времени.

В первый день состоялись лекции и мастер-классы Юлии Якименко, исполнительного директор АНО «Центр творческого развития и просвещения», главного специалиста Фонда целевого капитала МФТИ и Андрея Константинова, управляющего партнера и основателя консалтингового бюро Hard Restart, эксперта в сфере управления человеческим капиталом.

Начальный этап решения социальной проблемы: источники информации

Как стоит начать работать над проблемой? Прежде всего, проблему надо сформулировать, а также изучить масштаб, обосновать или подтвердить существующую проблему, а также ознакомиться с опытом решения. Лектор привела примеры очевидно неудачных формулировок проблемы, например: катастрофическое загрязнение рек или неэффективная работа персонала. Правильно сформулированная проблема содержит более точную информацию: «В 90% рек РФ нормативы предельно допустимых вредных веществ превышены втрое».

Что может служить открытыми или условно открытыми источниками информации? Это данные Росстата, статистика государственных и муниципальных органов управления, данные предприятий и НКО, отчеты экспертов, СМИ, базы данных и т.д. В век развития цифровых технологий нельзя не принимать во внимание данные соцсетей, форумов и пабликов. Собственные исследования могут заключаться в работе с фокусгруппами, в глубинных интервью, анкетировании или опросе в паблике.

Будущие мастера управления социальными проектами узнали, чем им может быть полезно и как построить «Дерево проблем»? Напомним, задача — сформулировать проблемы и установить причинно-следственные связи между ними. Причинно-следственные связи заключаются в том, что одно событие является следствием другого. А что представляют собой корни проблемы? Можно наглядно представить, что будет с деревом в случае, если уничтожить его корни.

Инструментарий реализации социальных инноваций

В рамках занятий на тему «Инструментарий реализации социальных инноваций» Андрею Константинову, как всегда, удалось не только вовлечь публику в бурную дискуссию, но и заставить слушателей с нового ракурса взглянуть на социальное предпринимательство.

Первое, с чего начал лектор, — это точки внимания. По его мнению, каждый предприниматель должен уметь отвечать на опрос «Для кого или для чего полезен мой проект?» Вопросы участников варьировались от «для себя» до «всего общества», однако, по итогам такой необычайно ценной дискуссии каждый смог найти для себя ответ.

Часть занятий была посвящена вопросам, а точнее умению их задавать и отвечать. Для того чтобы слушатели поняли, как это делать, Андрей Константинов привел определение слова «вопрос». Таким образом, вопрос – это форма мысли, выраженная в основном языке предложением, которое произносят или пишут, когда хотят что-нибудь спросить, то есть получить интересующую информацию. С пониманием самого термина, участникам было необходимо найти ответы на следующие вопросы:

  • Какую социальную проблему вы решаете?
  • Чью социальную проблему вы решаете?

Обсуждение этих двух вопросов привело участников дискуссии к теме дизайн-мышления и важности понимания мыслей, чувств и эмоций другого человека, будь то волонтер или клиент. В завершение лектор раскрыл секреты так называемой карты эмпатии, которой впредь смогут пользоваться социальные предприниматели, чтобы добиваться поставленных целей!