• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Кто готов слушать подкасты в России

Состоялась очередная экспертная дискуссия «Кто готов слушать подкасты в России» из совместного цикла «Что известно о состоянии российского гражданского общества на основе данных опросов и статистики» Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ и медиацентра «Благосфера».

Кто готов слушать подкасты в России

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Стремительное развитие подкастинга в России за последние несколько лет заставило нас по-новому взглянуть на, казалось бы, забытый формат аудиокоммуникации. НКО, социальные проекты тоже включились «в игру» и начали выпускать свои подкасты. Кто их потенциальный слушатель?

Дискуссия была основана на данных всероссийского опроса населения, проведенного в декабре 2021 года Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в рамках мониторинга состояния гражданского общества, на протяжении более чем 15 лет проводимого Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ

Результаты исследования представила Ирина Мерсиянова, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора и руководитель мониторинга состояния гражданского общества. Также участие в дискуссии приняли Елена Темичева, директор по коммуникациям и стратегическому развитию центра «Благосфера» и Платон и Маргарита Мерсияновы, авторы идеи, организаторы и ведущие подкаста «Сказки для жизни». Модератором дискуссии выступила Наталья Каминарская, директор Центра «Благосфера».

Анализируя данные статистики, участники попробовали разобраться, каков социальный портрет слушателя подкастов, его первоочередные интересы в среде аудиоконтента и какое место среди них занимают темы, поднимаемые НКО и социальными проектами?

Предваряя дискуссию о результатах исследования, Елена Темичева рассказала о том, когда и почему в мире появились подкасты: «Эксперты давно прогнозировали, что на рынке медиакоммуникаций появится аудиоформат. Изначально радио считалось самым быстрым каналом коммуникаций, но его впоследствии обогнала сеть Интернет. При появлении практически одновременно таких двух технологий, как запись звука в формате mp3 и RSS, на коммуникационном небосклоне появился такой формат, как подкаст, по сути, представляющий собой аудиофайл». Когда сегодня мы говорим о подкастах, то они представляют собой медийную историю, который специально записывается на определенную аудиторию и распространяется с определенной целью, подчеркнула Елена.  

«Подкасты стали развиваться в 2 направлениях — в журналистике и в бытовой сфере, где главной аудиторией стали домохозяйки и водители. В России первыми, кто стал использовать широко подкасты, стали медийные площадки. Надо отметить, что сбор статистики по подкастингу и числу пользователей, сегодня не отработан до конца. Однако, скажем, Яндекс музыка фиксирует, что за последние 5 лет в 4 раза возрос запрос в строе поиска со словом подкасты», — в частности, отметила Елена Темичева.

Хедлайнер встречи Ирина Мерсиянова рассказала, что новая тематика интернет-подкастов была встроена в исследовательскую повестку Центра, потому что это новая форма интернет-вещания, которая может помочь НКО в формировании положительных установок на участие в благотворительности, волонтерстве, развитии безбарьерной среды и других практик гражданского общества.

Как рассказала Ирина Мерсиянова, интернет-аудитория не меняется лавинообразно. Всего Интернетом пользуется 82–83% взрослых россиян. В частности, 77% взрослых россиян отвечают, что пользовались Интернетом за последние сутки, причем, чем моложе россияне, тем чаще они пользуются Интернетом на ежедневной основе. Еще 5% взрослых россиян пользовались Интернетом в последние три месяца или меньше. Таким образом, такая большая аудитория взрослых россиян и составляют потенциальную аудиторию для интернет-подкастинга, что представляет собой мощный канал коммуникации.

Чем же чаще всего в Интернете занимаются россияне? Участвуют ли  в обсуждении каких-либо проблем, распространяют информацию о благотворительных, общественных инициативах, подписывают петиции, выступают инициаторами каких-либо мероприятий и т.д. Россиянам предлагалось выбрать разные варианты ответов, которые представляли собой те или иные виды гражданской активности. 13% россиян участвовали в обсуждении различных проблем, как местных, так и населенного пункта, страны в целом в соцсетях, блогах, чатах, а это — немалое количество граждан нашей страны, которые проявляли свое неравнодушие. Еще 12% россиян доводилось распространять информацию о благотворительных, общественных инициативах, мероприятиях.

Ирина Мерсиянова отметила, что во время дискуссии данные об уровне информированности о подкастах в нашей стране прозвучат впервые. Данные исследования говорят о том, что в общей сложности 43% пользователей Интернета имеют какое-то представление о подкастах. Чаще знают или хотя бы слышали о таком способе вещания молодые респонденты (18–30 лет). При этом мужчины чаще с ними знакомы, чем женщины. Кроме того, доля знающих о подкастах выше среди жителей крупных городов (от 250 тыс. жителей), а жители малых городов, ПГТ и сел чаще отвечают, что впервые слышат о таком способе вещания.

Как отметила спикер, тема подкастинга может быть разной: путешествия, кулинария, история, астрофизика или обо всем на свете. При этом хотя бы раз в жизни слушал подкасты каждый пятый россиян (20%). Участники дискуссии также узнали ответ на вопрос, какого рода содержание подкаста было бы интересно слушателю. И тем, кто уже слышал о подкастах, и тем, кто с ними не знаком, наиболее интересной темой кажется музыка. Дальше мнения отчасти расходятся: тех, кто о подкастах до этого не знал, больше интересует история России кулинария (по 31%), а тех, кто уже знаком с этим способом вещания, — наука (28%), чуть меньше история (26%), а также юмор (25%). И те, и другие в равной степени заинтересованы в путешествиях (25%).

Елена Темичева привела такие интересные факты, что одними из первых популярные подкасты среди НКО стали производить экологические правозащитные организации, например Гринпис России, медиацентр «Благосфера» с декабря 2018 г выпускает познавательные и обучающие подкасты для НКО, а с июня 2020 года делает ежемесячный чарт подкастов российских НКО «Иди на звук». Команда Благосферы каждый месяц выбирает пять самых интересных подкастов некоммерческого сектора, чтобы показать их высокое качество и разнообразие.

В дискуссии приняли участие авторы идеи, организаторы и ведущие подкаста «Сказки для жизни» Платон и Маргарита Мерсияновы, которые рассказали, что изначально задумывали записывать сказки для больных детей в больницах, однако, по мере реализации проекта их аудитория значительно расширилась. Платон и Маргарита Мерсияновы отметили, что разработка и воплощение идеи отнюдь не было настолько легким, насколько кажется при их прослушивании. «На сегодняшний день дело обстоит таким образом, что написанные опытными сказкотерапевтами истории, качественно озвученные и размещенные на всех доступных платформах, могут оказать как психоэмоциональную поддержку, так и воодушевить любого человека любого возраста», — подчеркнули они.

Видеозапись дискуссии: