• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Выбросить или спасти: как россияне избавляются от лишних и испорченных продуктов питания

В очередной дискуссии сезона 2022 из цикла «Что мы знаем о состоянии гражданского общества на основе данных опросов и статистики» Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ и медиацентра «Благосфера» состоялся разговор о том, как россияне избавляются от лишних и испорченных продуктов питания, в ходе которого участники также обсудили и актуальный вопрос «спасения еды».

Выбросить или спасти: как россияне избавляются от лишних и испорченных продуктов питания

В современном мире, по данным ООН, на свалке оказывается примерно треть всех произведенных продуктов. В связи с этим встает ряд актуальных вопросов о том, как домохозяйства избавляются от продуктов, как испортившихся (условно «плохих»), так и в съедобном состоянии, но просрочившихся или просто лишних (условно «хороших»), избавляются ли вообще, и почему этот вопрос вызывает интерес у отдельных НКО.

Ведущий научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, профессор департамента прикладной экономики факультета экономических наук НИУ ВШЭ, Марина Шабанова представила доклад «Выбрасывание продуктов и практики по «спасению еды» в России (микроуровень анализа)», в котором рассказала о результатах исследования, базирующегося на репрезентативном опросе 2 тыс. взрослых россиян. Микроуровень анализа позволил сделать выводы об укладе повседневной жизни в этом вопросе российских домохозяйств.

В обсуждении приняли участие Ирина Мерсиянова, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ «Высшая школа экономики» и Юлия Назарова, руководитель Благотворительного фонда «Фонд продовольствия «Русь» Модератором дискуссии выступила Наталья Каминарская, директор центра «Благосфера».

Марина Шабанова начала свое повествование с актуальности темы исследования, отметив, что пищевые отходы являются значимым сегментом в структуре отходов потребления, которые, по данным экспертов, составляют около 35% или 17 млн тонн в год. Сохранение или «спасение» таких продуктов позволило бы прокормить 30 млн человек и одновременно улучшить экологическую обстановку, одномоментно избавившись от 2,4 тонн метана, которые возникают от данных продуктов на свалках.

При этом, как отметила докладчица, если опираться на научное рассмотрение ситуации поведения людей, то фиксируется разрыв между общей озабоченностью потребителей проблемой пищевых отходов как таковой (в том числе по соображениям экологического и социального характера) и их реальными действиями. При таком разрыве аргументацией людей, выбрасывающих продукты, могут служить: стремление быть хорошими кормильцами семьи или хорошими родителями, то есть теми, кто не принуждает детей есть, если они того не хотят; приверженность к здоровому и разнообразному питанию (питание только свежими продуктами, отсутствие переедания и пр.); гостеприимство, то есть стремление полностью накрыть стол для гостей, и т.д. Все упомянутые аспекты могут препятствовать выполнению морального обязательства по предотвращению утилизации еще приемлемых продуктов питания в пищу.

Чаще всего появлению пищевых отходов в домохозяйстве способствуют такие причины, как нерациональное планирование покупок, навыки хранения и приготовления еды, ошибки в понимании этикетки о сроке годности, влияние рекламных предложений и пр.  При этом, по мнению докладчицы, размышление в рамках только индивидуальной вины за такое поведение неправильно, ведь на это поведение могут влиять и внешние барьеры, которые предстают в форме нехватки оборудования для оптимизации хранения продуктов дома; недостатка времени, энергии на обработку продуктов питания; недоступности магазинов и их плохом снабжении товарами, а также в целом непредвиденные события.

Так, Юлия Назарова поддержала изложенное выше мнение: «Есть ресурс, который тратится нерационально. Задача некоммерческого сектора в том, чтобы излишки еще пригодных в пищу продуктов все-таки доходили до конечного потребителя. Безусловно, есть форматы, когда потребитель может и должен снижать объемы пищевых отходов».  

Если подойти к вопросу «спасения еды» как к сфере пространства гражданского общества, то Мариной Шабановой было выделено два типа поведения: непосредственное индивидуализированное «спасение еды» и различные формы социальных взаимодействий, включающие как традиционные, так и новые формы коллективного распространения.

В этом контексте цифровые платформы имеют большой потенциал для реализации социального взаимодействия. Так, благодаря им возможно информирование граждан, защита агентов (и поставщиков, и получателей от потенциальных рисков при взаимодействии), мобилизация сил, интеграция агентов и в целом их взаимодействие. Опираясь на возможность социального взаимодействия, возникает вопрос о возможности организации социальных каналов «спасения еды», то есть различных видах фудшеринга и т.п.

При этом необходимо также учитывать и культурный контекст современной России. Особенностью страны, по мнению Марины Шабановой, является социальный и семейный опыт переживания трудных времен (будь то военный, послевоенные или советский дефицит), при котором старшее поколение (бабушки и дедушки, родители) побуждают к культурному одобрению бережного отношения к продуктам питания; многолетнее, как минимум с 2014 года, сокращение реальных доходов россиян. На поведении домохозяйств сказываются и высокая озабоченность «мусорной проблемой», которая привела к антисвалочным протестам в некоторых регионах; сугубо добровольное включение россиян в раздельный сбор бытовых отходов (можно вспомнить два вида мусорных баков в московских дворах) при отсутствии какого-либо поощрения или порицания определенного поведения в этой сфере; постепенное развитие других этичных потребительских практик.

Цифры говорят о том, что 52% россиян не выбрасывают продукты в принципе, 34% россиян выбрасывают только «плохие» продукты, а 14% — как «плохие», так и «хорошие». Для сравнения приводятся более ранние данные ВЦИОМ: 36% россиян в 2008 году не выкидывали продукты питания.

Марина Шабанова выделяет три канала спасения еды: кормление бездомных животных, ее скармливание домашним животным (наиболее популярен в России) и наименее популярное среди всех компостирование. В целом хотя бы один вид канала спасения еды использует 49% россиян. При этом практически половина из тех, кто выбрасывает только плохие и хорошие продукты вместе с плохими (48% и 44% соответственно), считает, что выбрасывать еду означает «выбрасывать деньги на помойку». Отвечая на вопрос о том, вредит ли это окружающей среде, те же самые группы уже имеют процент одобрения в 35 и 34%. Интересно, что группа людей, которые выбрасывают как хорошие, так и плохие продукты, меньше остальных используют каналы «спасения еды». Отмечается, что чем моложе индивиды, тем с большей вероятностью они попадают в группу выбрасывающих «плохие» продукты.

«Несмотря на то, что почти половина россиян в настоящее время выбрасывает продукты питания, их отношение к выбрасыванию продуктов питания в целом отрицательное. Мы видели, что чем больше точек подкрепления, или социальных каналов, тем эффект будет более положительным. То есть, когда мы видим, что в домохозяйствах появляются продукты, утратившие ценность или потребительские качества, 72%, то есть то или иное большинство, включается в практики спасения еды, подводит итоги выступлению Марина Шабанова. — Отсюда следует, что широкое участие в практиках спасения указывает на более сложную природу этого феномена, чем то, которое приписывается как расточительное, безответственное к потребителям так называемого “выбрасывающего” общества. Это важно нам осознавать».

Факт использования социальных каналов «спасения еды» при прочих равных уменьшает вероятность того, что потребители будут меньше выбрасывать «хорошие» продукты, но и увеличивает вероятность, что будут выбрасываться «плохие» продукты, что говорит о важности сочетаний социальных каналов. Но прежде всего такие социальные каналы необходимо найти. Респондентами отмечается, что для улучшения ситуации необходимо информирование людей о важности бережного отношения к продуктам питания, о вреде окружающей среде в результате нерационального отношения к продуктам питания (а это мнение поддержало 40% респондентов) и т.д.

Вступив в дискуссию, Юлия Назарова напомнила о примерах организаций для возможности фудшеринга и реализации социальных каналов «спасения» еды: «Тема фудшеринга в западных странах стала активно развиваться с 2012 года, а сегодня и Россия переняла эту эстафету, учитывая ее острую экологическую направленность. К примеру, сегодня существуют и работают платформы “Фудшеринг Санкт-Петербург»”, “Фудшеринг Москва”, “Отдам еду даром”».

В завершение дискуссии Ирина Мерсиянова поблагодарила участников за продуктивную дискуссию и острые вопросы, отметив важность значения развития этих практик, в том числе и взаимодействия заинтересованных структур с благотворительными фондами и организациями в сфере фудшеринга. Доклад Марины Шабановой привел к понимаю и осознанию масштабов ситуации, связанной с выбрасыванием еды как нерациональной траты ресурсов. Сама же дискуссия получилась оживленной и коллегиально дружеской, указывая на солидарность участников дискуссии в рассмотрении этой темы.

Видеозапись дискуссии: