На повестке дня — бизнес-планирование
Второй день II модуля программы профессиональной переподготовке «Мастер управления в социальном предпринимательстве “Социальные инновации и предпринимательство”» был посвящен вопросам бизнес-планирования и рассмотрению его основных этапов.
Если говорить в общем, то любое планирование заключается в постановке целей и определении того, что должно быть сделано для их достижения. В новых реалиях необходимо уметь быстро и эффективно приспосабливаться к раннее непривычным для социальных предпринимателей условиям жизни. Однако, несмотря на нестабильную мировую ситуацию, миссия и цели социального проекта остаются неизменными. Именно эти два компонента, по мнению эксперта Андрея Константинова, необходимо держать в поле зрения и уделять им наибольшее внимание. Один из аспектов новой стратегии состоит в том, чтобы научиться заново управлять своими социальными сетями и настраивать таргетированную рекламу. Важно, чтобы предприятия оставались стабильными и устойчивыми.
На практике тезис о неизменных целях и задачах необходимо преобразовать в ответы на следующие вопросы: «Как выжить? Как заново стать устойчивым? Как перенастроиться? Можно ли увидеть новые точки роста?» Андрей Константинов считает, что ответы на эти вопросы могут помочь социальному предпринимателю понять, на какой стадии в данный момент времени находится проект: в шоке, изменении или реанимации.
После ответов на поставленные вопросы и определения текущей точки проекта, важно составить бизнес-план. Спикер раскрыл слушателям такие компоненты успешного и эффективного бизнес-плана, как определение целей, построение финансового плана, поиск ключевых функций проекта, выстраивание внутренних процессов, поиск персонала и расчет KPI.
В построении эффективного бизнес-плана, как и в получении грантов для проекта, может помочь PEST анализ. Определению, правилам использования и преимуществам этого вида анализа была посвящена следующая часть лекции, которая перетекла в определение основных функций управления, согласно французскому теоретику и практику менеджмента Анри Файолю. Анализ PEST и функции управления представляют собой одни из ключевых моментов успешного бизнес-планирования, обсуждение которых вызвало продуктивную дискуссию, в ходе которой у каждого из ее участников появились новые мысли, идеи и способы реализации поставленных целей.
Теоретическую часть дня продолжило практическое занятие по бизнес-планированию, в ходе которого слушатели под руководством Юлии Якименко, исполнительного директора АНО «Центр творческого развития и просвещения» и главного специалиста Фонда целевого капитала МФТИ, выявляли проблемы целевой аудитории своих проектов, а также формулировали цели проектов, используя систему критериев SMARTER.
Будущие мастера управления в социальном предпринимательстве также практиковались в использовании SWOT-анализа, как можно точнее определяя сильные и слабые стороны, возможности и риски своих проектов. В повестку дня были включены и вопросы планирования, мониторинга и контроля рисков и методы их смягчения.