• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Переосмысление секуляризма: семантическиe, религиозныe и философскиe перспективы

Старший научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, доцент Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ Борис Кнорре выступил соорганизатором международного семинара-коллоквиума "Repenser la Laicite" («Переосмысление секуляризма: семантическиe, религиозныe и философскиe перспективы») совместно с Лабораторией инновации в методологии исследований и гуманитарной педагогики Факультет литературы и гуманитарных наук/Университет Кайруана (Тунис) в лице проф. Хамди Млика

Изначальную подготовку мероприятия провела научный сотрудник Школы философии и культурологии Вероника Чиботару, участвующая совместно с Б.Кнорре в работе научной группы «Философия религии и религиоведение».

Цель семинара, который прошел в режиме онлайн 24 марта, состояла в переосмыслении секуляризма через призму множества междисциплинарных подходов и областей, обсуждении значений слова «секуляризм» и попытке определения его эволюции, семантических сдвигов и многозначности. Семинар был сосредоточен, в частности, на семантическом аспекте, в рамках которого было выяснение смысла светскости для человека, идеи, общества, культуры  или политической системы.  Рассматривались социальные, политические и религиозные аспекты, культурные вариации секуляризма, сравнение этих вариаций в разных странах. А также вопрос о том, как сегодня с секуляризмом может уживаться положительная ценность религии?

Мероприятие состояло из двух частей, первая из которых была представлена докладами сотрудников Кайруанского университета и ряда других  университетов Туниса. Сотрудники ЦИГОиНС и Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ приняли участие в соорганизации и работе второй части семинара-коллоквиума.  Она началась с доклада Даниила Галэтану, профессора Университета „Dunărea de Jos” в Галац, который проанализировал проблемы и будущее отношений религии и секуляризма новых мусульманских общин в Европе, в особенности, в Румынии, состоящих из мигрантов из стран Ближнего, Среднего Востока и Африки. В частности, он уделил внимание тем, кто эмигрировал в Румынию в результате вооруженных конфликтов идеологического и религиозного характера.

Гипотеза ученого состоит в том, что между "традиционными" мусульманскими общинами Румынии, как правило, расположенными в Добрудже, турецко-татарской национальности, и "новой" мусульманской общиной Востока и Африки существует значительный разрыв. В особенности, наиболее нагляден конфликт между "старыми" мусульманами, представленными Властью муфтия Добруджи, турками и татарами, имеющими старую и уважаемую историю на территории Румынии.

По словам докладчика, социальная напряженность между эмигрировавшими в Румынию мусульманскими общинами и коренным населением связана сейчас с культурной, антропологической и социально-экономической инаковостью исламских мигрантов.  Ко всей этой напряженности также добавляются идеологические и политические стороны, потому что "новые" мусульмане Румынии, похоже, имеют тенденцию и амбиции навязывать позиционировать себя через СМИ в глазах общественного мнения в качестве законных представителей, а иногда и наиболее аутентичных мусульман Румынии. Такие амбиции создают огромные трудности интеграции в румынское общество, - отметил Галэтану.

Борис Кнорре выступил  с докладом по теме различных религиозных и секулярных интерпретаций теории «справедливой войны».  Он напомнил, что понимание и трактовка этой теории важно тем, что некоторые идеи из концепции «справедливой войны» вошли в том или ином виде в нормы международного права, например, в отдельные главы Устава ООН.  Важными элементами теории справедливой войны являются правовые ограничения, четко определяющие “casus belli” и “jus in bello”, а также условия и нормы, нацеленные на поиск компромиссов и на путей к договороспособности конфликтующих сторон.

В то же время, как отметил докладчик, в постсекулярном прочтении в разных религиозных системах военные конфликты могут обретать более непримиримые формы, так как воюющие стороны абсолютизируют их до некоей «космической войны», в которой, в понимании антрополога Марка Юргенсмейера, не должно быть компромиссов как таковых.

Также трактовках этики войны, отступающих от принципов «справедливой войны», имеющих место в постсоветской православной церковной среде, снижаются возможные механизмы компромиссов, так как эти трактовки предполагают как более широкое понимание “casus belli” и расширение возможностей “jus in bello”. По мнению докладчика, это одно из проявлений постсекулярных процессов в России.

Доклад еще одной сотрудницы ЦИГОиНС – стажера-исследователя Марии Гридневой оказался посвящен достаточно редкой теме «Можно ли говорить о секулярных тенденциях по отношению к античности? Религиозная реформа Сети I. Борьба с антирелигиозными тенденциями». Докладчица осветила проблему религиозности Древнего Египта на примере реформы Сети I. В докладе было показано, что в Древнем Египте были достаточно яркие секулярные тенденции, а также, что вопрос о философии и теологии в полном смысле слова в контексте древнеегипетской культуры, как минимум, не лишён смысла. Было высказано предположение, что изучение религиозной деятельности Сети I крайне важно для прояснения феномена древнеегипетской духовной жизни.

Научный сотрудник Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ Вероника Чиботару выступила с докладом, посвященным секулярной модели Республики Молдова. Докладчица представила юридический и исторический взгляд на проблему секуляризации в Республике Молдова, которая с начала постсоветского периода должна была сознательно соотносить ряд сфер жизни общества с секуляризмом, то есть не автоматически, как это было в советское время. Она остановилась отдельно на рассмотрении ситуации, возникшей после распада СССР, когда полученная Православной Церковью Молдовы административная независимость и восстановление Бессарабской метрополии Румынской Церкви создали напряженное взаимодействие в условиях влияния государственной власти, которая не осталась нейтральной в этой конфликтной ситуации. Правовой анализ докладчицы показал, что государство не является нейтральным по отношению к многообразию религиозных институтов, существующих в Республике Молдова. Действительно, в 5 пункте 15 статьи закона о свободе совести, мысли и вероисповедания особо отмечен приоритет Православной Церкви Молдовы: «Государство признает особую важность и первостепенную роль Молдавской православной церкви в жизни, истории и культуре народа Республики Молдова.» Ссылка на закон: https://www.legislationline.org/documents/action/popup/id/15972 . Докладчица также показала, как государство использовало Православнyю Церковь Молдовы в политических и избирательных целях, особенно с 2000-х годов, тем самым ставя под сомнение строгую секуляризацию Республики Молдова как с юридической, так и с фактической точки зрения.

Елена Степанова, профессор, ведущий научный сотрудник Института философии и права УрО РАН, главный редактор журнала «Changing Societies & Personalities» выступила с докладом «Секуляризм в контексте», в рамках которого подробно рассмотрела ситуацию с правами верующих в Дании, как страны, имеющей, с одной стороны, государственную религию, с другой, - являющейся одной из наиболее секулярных стран.

Спикер остановилась на вопросе о соотношении секулярного закона и религиозных норм в признании браков в Дании, и рассказала о специфике применения закона. Она обратила внимание на то, что государственный статус, которым наделена Лютеранская церковь в Дании, накладывает определенные обязательства действовать в соответствии с преобладающим в Дании секулярным законом.

Доклад профессора Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ Светланы Климовой был посвящен теме «Л.Н. Толстой: от секуляризации – к новому религиозному сознанию». Спикер представила религиозную концепцию Льва Толстого и его учение, состоящее в деконструкции социального устройства и новом герменевтическом подходе к Евангелию, заключающемся в буквальном толковании учения Христа. Герменевтический подход Толстого к интерпретации Евангелия состоял в «остранении» от традиционных толкований, метафоричности, эстетических форм, которые затушевывали, по его мнению, реальный смысл сказанного в Евангелии, вносили мистический оттенок, позволявший человеку легче принять веру в чудеса, которые отвергал Толстой.  Термин «остранение», предложенный Шкловским, в том числе. для интерпретации Толстого, по словам С.Климовой, удачно подходит для обозначения деконструкции тех или иных сторон искусственной жизни как лживых и иллюзорных, и преодоления рамок идеологии.  Толстой требует слова Христа о любви, не убийству, непротивлении злу насилием, отказу от собственности, понимать не метафорически, но прямо, по сути, сопрягая каждое евангельское слово со своим практическим  действием. Любить  – это не абстракция, но главное требование Христа к человеку. Любовь же несовместима с насилием, злом, убийством, воровством, прелюбодеянием. 

Специфика развития человека заключена в поэтапной трансформации сознания от животного Эго  к религиозному Я. Человек остро переживал свою атомарность, разобщенность с другими и Богом. Метайнойя сознания произошла в процессе его христианизации.

Докладчица отметила, что таким образом индивидуализация сознания для Льва Толстого, которая по сути означала одно из проявлений секуляризации, была связана с расширением возможностей для индивидуального и рационального рассмотрения евангельских смыслов.  Она обратила внимание также на то, что в основе жизни нового человека, уподобляющегося Христу, Лев Толстой видел сочетание христианской этики и этики долга Канта, а также одной основных частей своей этики Толстой видел религиозную анархию, предполагающую поиск подлинного религиозного начала». Толстой верит в ведущую роль сознания, которое не может не быть религиозно мотивированным.  Сознание и вера подвигают Толстого к вводу о противоречии насилия всем сторонам общественной и личной жизни, и рассмотрении непротивления злу насилием  как единственной  формы действенного сопротивления и способа разрушения зла и лжи системы.

Профессор Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ Татьяна Лифинцева рассмотрела феномен коммунизма в контексте квазирелигии (в соответствии с определением Пауля Тиллиха) и обозначила основные параллели с базовыми концепциями иудаизма и христианства, которыми являются прежде всего идея пророческого апокалиптического мессианизма – «рая на земле», а также освобождение от греха, покаяние, герои и мученики, будущее бессмертие в памяти человечества. Докладчик показала, что в своих исследованиях для раскрытия понимания коммунизма как квазирелигии обращается отнюдь не только к официальным документам, но и к литературе и искусству  предреволюционного и советского периодов.

Доцент Саратовского университета Елена Медведева презентовала доклад на тему «Биоэтический дискурс между светскими и религиозными ценностями».  Она отметила, что секулярная и религиозная биоэтика,  проблемы жизни и смерти, боли и страдания, вступают в конфронтацию в силу различия секулярной и религиозной морали, из собственных определений данных проблем. В контексте биоэтического дискурса спикер обратилась к работам Ю. Хабермаса и Л. Палазани и предложила отказ от разграничения медицинской и социальной областей и соответствующих им проблем для разрешения противоречий и поиска возможного выхода.