Одиннадцатая Летняя школа: внимание на исследования гражданского общества в региональном разрезе
В одиннадцатый раз распахнула свои двери Международная летняя школа исследователей гражданского общества, организованная Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Летняя школа Центра — это площадка, где исследователи, интересующиеся вопросами развития гражданского общества и некоммерческого сектора, делятся замыслами и результатами своих научных изысканий, узнают новейшие теоретические концепции, знакомятся с актуальными эмпирическими данными, получают информационную и методологическую поддержку от ведущих российских и зарубежных экспертов.
Слушатели летней школы получили уникальную возможность повысить свою квалификацию в стенах одного из ведущих университетов страны, ознакомиться с региональным и международным опытом, а также получить обратную связь и расширить сеть своих профессиональных контактов. Тема Летней школы 2022 — «Исследования гражданского общества и некоммерческого сектора в регионах России»; и ее география имеет широкий охват — от Москвы, которая встретила участников по-настоящему жаркой погодой, до Ямало-Ненецкого автономного округа.
На летнюю школу в Вышку приехали участники из Москвы, Барнаула, Кирова, Смоленска, Томска, Тамбова, Екатеринбурга, Казани, Таганрога, Новосибирска, Салехарда, Нижнего Тагила, Омска, Саратова. Страны СНГ представляют исследователи из Нур-Султана, Алматы, Актобе (Республика Казахстан), Минска (Республика Беларусь) и Бишкека (Кыргызская Республика).
Старт Летней школе дало выступление директора Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Ирины Мерсияновой. Она рассказала о деятельности Центра, ведущего свою исследовательскую работу на стыке наук, а также историю создания учебника «Организация добровольческой деятельности и взаимодействие с социально ориентированными НКО», изданного в 2022 году. Ирина Мерсиянова торжественно вручила учебник с пожеланиями от ответственного редактора Марии Певной, одному из 20 авторов учебника, ставшей участницей одиннадцатой Летней школы.
Ирина Мерсиянова отметила, что исследование гражданского общества в нашей стране пока не является глобальным трендом. Она отметила, что этот концепт обладает междисциплинарностью, но теперь отсутствует необходимость получать сразу несколько специальностей для его изучения: «Как и само гражданское общество, знание о нем стало дифференцированным, и каждый исследователь может найти в этой многогранной сфере свою конкретную нишу».
Теоретическую программу школы открыла Анастасия Туманова, ведущий научный сотрудник Центра исследований гражданского общества, доктор исторических и юридических наук. Ее доклад был посвящен исследованию исторического контекста становления и развития гражданского общества в регионах России.
В первую очередь докладчица отметила, что публичная сфера развивалась в направлении Запад — Восток. Прежде чем перейти к Российской империи, она указала, что на западе с начала XVIII века Меккой общественных объединений стала Англия, в XIX веке — США. Также для объяснения логики развития институтов публичной сферы Анастасия Сергеевна использовала концепцию Юргена Хабермаса, который отмечал последовательный переход от одной формы выражения становления общественности к другой — от кофеен до кружков, позднее — клубов и, наконец, заканчивая ассоциациями. При этом большое влияние на формирование публичной сферы оказала «литературная публичность», которая впоследствии политизировалась. Анастасия Туманова также рассказала об исследовании Штефана Людвига Хоффмана, отмечавшего, что «общество социального общения», формировавшееся от Бостона до Санкт-Петербурга, было поначалу элитарным, но впоследствии демократизировалось («социальное общение» — присущие добровольным ассоциациям практики: формализованные правила, равенство членов, автономные цели и добровольность).
Описывая ситуацию в Российской империи, докладчица отметила, что начало было положено на западных окраинах империи, а также в Москве и Петербурге в XVIII веке (например, Вольное экономическое общество, Английский клуб в Петербурге). К середине XIX века появились первые благотворительные и вольно-пожарные общества на западных окраинах империи, в таких городах, как Дерпте, Вильно, Ревеле. В докладе также были обобщены исследования, касающиеся численности ассоциаций в различных губерниях: Владимирской, Костромской, Ярославской, Нижнего Поволжья, Саратова, южных губерний и Урала.
Подводя итог выступлению, Анастасия Сергеевна отметила: «Ростки гражданственности были весьма заметны и этот процесс активно развивался в начале XX века и завершился даже не к 1917-му, а к 1914 году».
Ирина Мерсиянова продолжила программу, осветив два ключевых направления исследований Центра в рамках мониторинга состояния гражданского общества: всероссийские обследования НКО и изучение вовлеченности граждан в практики гражданского общества.
Ирина Мерсиянова представила базовое определение гражданского общества: «Гражданское общество — это сфера человеческой деятельности за пределами семьи, государства и рынка, которая создается индивидуальными и коллективными действиями, нормами, ценностями и социальными связями, и выполняет ряд специфических функций».
При этом состоялась дискуссия в отношении составных элементов определения. В то время как все согласились с тем, что гражданское общество — это сфера человеческой деятельности вне семьи, прозвучало сомнение, отталкиваясь от норм юридического права, действительно ли эта деятельность может быть создана не только коллективными, но и индивидуальными действиями.
Ирина Мерсиянова подробно остановилась на функциях гражданского общества, отметив, что именно они «делают эту сферу — человеческой деятельности —гражданским обществом». Докладчицей также была представлена динамика в отношении второго направления мониторинга: проиллюстрирована вовлеченность граждан в волонтерскую деятельность, участие в денежных пожертвованиях, освещены показатели, в том числе и в динамике, отношений населения с НКО с точки зрения информированности, доверия и участия граждан в их деятельности.
Ярким заключительным аккордом работы первого дня Международной летней школы стали тимбилдинг и знакомство участников Летней школы под руководством старшего научного сотрудника Центра Александры Телицыной.
Участники разбились на пары, чтобы обменяться автобиографическими рассказами, однако, повествование для аудитории должно было прозвучать не от первого лица, а от напарника. И, надо сказать, все отлично справились с этим необычным заданием. Участники также проявили креативные навыки, сообщая о себе самые интересные и необычные факты своей биографии, включая и фейки, которые были успешно разоблачены в ходе ролевой игры. В итоге цель тимбилдинга была достигнута — участники покидали аудиторию как сплоченный коллектив, получивший заряд энергии и бодрости для дальнейшего овладения насыщенной программой Летней школы.