Молодежь и студенты как стратегический ресурс социальных проектов в странах СНГ
Доклады заключительного дня XI Международной Летней школы были посвящены работе волонтерских и некоммерческих организаций с молодежью и студентами.
Вовлечение молодежи в добровольческую работу — это вклад в дальнейшее развитие гражданского общества, ведь молодежь и студенты, как заметила модератор сессии Александра Телицына, это будущее наших стран и стратегический ресурс социальных проектов некоммерческого сектора.
Мария Певная, заведующая кафедрой социологии и технологий государственного и муниципального управления (г. Екатеринбург) в своем докладе осветила тему культурного волонтерства студентов вузов на примере Свердловской области в целом и УРФУ в частности.
Культурное волонтерство имеет две формы. Во-первых, это событийное волонтерство, то есть участие в организации мероприятий в культурной сфере, и, во-вторых, структурно-функциональное, то есть безвозмездная помощь в обеспечении работы той или иной организации, работающей в сфере культуры.
Докладчица представила результаты опросов, демонстрирующие вовлеченность студентов в добровольчество и готовность принять в нем участие в будущем. Особенностью УРФУ, как подчеркнула докладчица, является активное проектное обучение, когда различные организации, в том числе некоммерческие, привлекают студентов к работе над реальными задачами, в том числе, например, по организации культурных мероприятий. Как отметила Мария Певная, это повлияло на готовность учащихся вовлекаться в волонтерство, в том числе культурное: помогая НКО в ходе своей практики, студенты получают мотивацию к тому, чтобы впоследствии вернуться в заинтересовавшую их организацию как волонтеры, а также развивают навыки креативного мышления, которые потом могут применить в опыте собственной добровольческой работы.
В совместном докладе Натальи Смолиной и Марины Мироновой тема проектной деятельности студентов получила свое развитие — они более подробно рассказали, как организована проектная деятельность в УРФУ, как происходит взаимодействие студентов и некоммерческих организаций, привели примеры реальных задач, которые решали учащиеся вуза: организовать фандрайзинговую кампанию, разработать социальную рекламу или оценить социальное воздействие проекта. Не обошли стороной и проблемы, с которыми сталкивался вуз как со стороны студентов, так и организаций-заказчиков. Проектная деятельность — это инновационная образовательная технология, которая позволяет студентам включиться в настоящие профессиональные задачи и развить навыки, которые пригодятся им на рынке труда, а НКО, в свою очередь, получают свежий взгляд на свои задачи, новых помощников в работе и потенциальных сотрудников.
Гюзелла Николайшвили, доцент департамента медиа НИУ ВШЭ, рассказала о медиа-акселераторе для НКО — проекте факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, направленного на вовлечение студентов в производство качественной социальной рекламы. Как отметила докладчица, цель проекта — превратить медиа-акселератор в настоящую фабрику социальной рекламы. Студенты включаются в профессиональное кинопроизводство и оттачивают свои навыки под наставничеством опытных представителей индустрии, а НКО получают качественный социальный контент. Гюзелла Николайшвили перечислила, какие проекты находятся в работе на данный момент, и организовала для участников Летней школы премьерный показ нескольких роликов, снятых студентами.
Анна Мартыненко, аналитик Центра лидерства и волонтерства НИУ ВШЭ, стажер-исследователь Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, подробно рассказала о студенческом волонтерстве в НИУ ВШЭ, которое поддерживается двумя подразделениями вуза — Центром лидерства и волонтерства и Центром поддержки студенческих инициатив.
Докладчица сделала обзор волонтерских проектов, а также представила результаты своего исследования, посвященного эмоциональной составляющей волонтерской деятельности студентов Вышки. Эмоции волонтеров — тема, которая часто игнорируется, хотя они играют ключевую роль в добровольчестве. Анна Мартыненко проанализировала, какие эмоции испытывают волонтеры и какова природа их возникновения, насколько высок эмоциональный интеллект добровольцев и какие факторы на него влияют, рассказала об эмоциональном выгорании и его причинах. Как пояснила докладчица, для профилактики выгорания и других подобных проблем очень важно развивать не только практические навыки студентов-волонтеров, но и их эмоциональный интеллект, учить обращаться со своими эмоциями.
Заключительный день одиннадцатой Летней школы подошел к концу. Участники поделились своими впечатлениями за эти четыре дня, рассказали, какие новые знания они увезут с собой и какие интересные открытия они совершили.
Ирина Скалабан, профессор кафедры социальной работы и социальной антропологии Института социальных технологий Новосибирского государственного технического университета, профессор кафедры общей социологии Новосибирского государственного университета, доктор социологических наук (г. Новосибирск), отметила, что много раз принимала участие в конференциях, организуемых Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, но в Летней школе — впервые: «Мне кажется, у данного формата проведения есть неоспоримое преимущество: возможность общения в «кулуарах». И с этой точки зрения этот аспект здесь более интересен, чем на конференции, поскольку мероприятие длится чуть дольше и участники больше проводят времени друг с другом, складываются более глубокие связи, есть возможность дискуссий за временным пределом, отведенным на доклады. И я с огромным удовольствием наслаждаюсь этой возможностью общения, особенно после периода пандемийных ограничений. Это особенно ценно. Хочу сказать огромное спасибо организаторам, которые способствовали созданию особой атмосферы, которая дает большие возможности для продуктивного обмена мнениями, исследовательскими опытом и наработками на протяжении всех дней Летней школы».
Алишер Нугуспанов, советник директора филиала Международного комитета по правам человека (CIPDH) в г. Нур-Султане (Республика Казахстан), поблагодарил всех участников за тщательную теоретическую проработку темы Летней школы: «Летняя школа удивила своей представленностью — как региональной, так и межстрановой. Хотел бы поблагодарить участников из различных регионов России и из стран СНГ — Беларуси, Кыргызстана, из разных городов Казахстана, чью столицу я представляю, за их интересные доклады, за их рассказ об исследованиях и наработках в своих странах, за их открытость и профессионализм.
Хочу поблагодарить бесценный коллектив Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ за организацию такой межстрановой площадки исследователей гражданского общества некоммерческого сектора, за эту возможность обмена международным опытом, знакомства с теоретической базой, уникальными разработками Центра. В этой связи хочу выразить огромную благодарность руководителям Центра — его директору Ирине Мерсияновой и его научному руководителю, вице-президенту НИУ ВШЭ Льву Якобсону. Лекция о теоретических концепциях происхождения некоммерческого сектора в разных странах, уверен, восполнила пробелы в копилке знаний каждого из участников школы. Благодарен каждому докладчику за широкую научную теоретическую проработку темы.
Самое важное — это предоставленная участникам, которых разделяют в обычной жизни многие и многие километры, возможность эффективного взаимодействия. Думаю, что такой формат школы в текущих реалиях очень релевантен и актуален, ведь роль некоммерческого сектора в наших странах, его вклад в ВВП будет только возрастать».
Завершила насыщенную программу XI Международной летней школы речь Ирины Мерсияновой, в которой она подытожила результаты Летней школы и пожелала слушателям дальнейших успехов в их научно-исследовательской и профессиональной деятельности, а участников еще ожидала экскурсия на теплоходе по Москве-реке.