• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Некоммерческий сектор и парадоксы цивилизации: данные первого российского индекса цифровых компетенций НКО

В свежем номере журнала РАН «Социологические исследования» (СоцИс) № 9 опубликована статья И. Мерсияновой, Н. Ивановой и А. Брюхно «Изменилась ли цифровая компетентность российских НКО в условиях пандемии?». На первый взгляд ответ на этот вопрос представляется достаточно очевидным. Действительно, вынужденный стремительный переход на удаленный режим работы способствовал активному внедрению цифровых технологий в большинстве сфер деятельности. Создавалось ощущение, что цифровая трансформация в секторе НКО также идет ускоренными темпами. Однако данные исследования, проведенного авторами не дают оснований для столь однозначного вывода.

Некоммерческий сектор и парадоксы цивилизации: данные первого российского индекса цифровых компетенций НКО

В статье представлены результаты расчетов первого российского индекса цифровых компетенций НКО, который является инструментом, позволяющим оценить деятельность НКО в цифровой среде. На сегодняшний день в России зарегистрировано около 210 тыс. НКО, которые оказывают широкий спектр социальных услуг, включая образовательные программы, оказание психологической помощи, поддержку различных категорий населения, оказавшихся в трудной ситуации и многое другое. На НКО возлагаются большие надежды со стороны населения. Так, согласно данным всероссийского опроса населения, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, 78% респондентов считают, что НКО и общественные инициативы должны включаться в решение социальных проблем наряду с государственными учреждениями. В этой связи сегодня от НКО требуется, в том числе, овладение цифровыми компетенциями на уровне, соответствующем ожиданиям потенциальных партнеров, доноров и благополучателей. Эмпирической основой расчетов являются данные всероссийских обследований негосударственных некоммерческих организаций в точке входа в пандемию (2019) и через год после ее начала (2021). Это позволило уловить динамику и особенности цифровизации некоммерческого сектора в нашей стране и ответить на вопрос о том, как повлиял кризис пандемии на внедрение информационных технологий в российском некоммерческом секторе.

Полученные данные выявили парадоксальную картину. Работа НКО в условиях самоизоляции способствовала повышению цифровых компетенций в меньшей степени, чем можно было ожидать. Исходя из того, насколько активно применяются цифровые технологии, было выделено пять типологических групп: «цифровые аутсайдеры», к которым относится примерно каждая десятая НКО, вообще не использующие цифровые технологии в своей деятельности (индекс равен нулю);  «отстающие»: НКО с минимальным индексом базовых цифровых компетенций (0,5 балла и меньше), составляющие в выборке 7%;  «середняки», наиболее многочисленная группа, включающая 69% организаций в диапазоне баллов 0,6–3,1; «продвинутые»: организации, значительно более активно использующие цифровые технологии (3,2–4,5 балла); таких в выборке 10% в 2019 и 12% в 2020 г. , и «цифровые лидеры», в наибольшей степени использующие все виды цифровых технологий (набирают более 4,5 баллов). Примечательно, что «лидеров» больше среди благотворительных организаций и организаций, занимающихся здравоохранением, а среди «цифровых аутсайдеров» наиболее заметны религиозные организации, НКО, занимающиеся жилищной сферой и некоммерческих организаций, не являющихся социально ориентированными.

Динамика процессов цифровизации в секторе НКО в рассматриваемый период не обнаружила устойчивой тенденции к поступательному развитию. По сравнению с 2019 г. индекс цифровых компетенций вырос на незначительные 0,3 балла. Реальный уровень освоения цифровых технологий некоммерческими организациями также невысок: среднее значение индекса цифровых компетенций составляет 2,1 балла из 10 возможных.

Более того, в условиях пандемии закрепилась и продолжает воспроизводиться в повседневных практиках «цифровая поляризация» между выделенными группами «лидеров», с одной стороны, «отстающими» и «аутсайдерами», с другой. Цифровизация коснулась в первую очередь тех НКО, которые уже применяли информационные технологии в своей деятельности. За время пандемии они обратились к новым для себя цифровым инструментам, тогда как организации, ранее не использовавшие цифровые технологии, зачастую оказывались немотивированными системно внедрять их в свою деятельность.

В то же время не будем забывать о том, жизнь идет вперед и наглядно демонстрирует, что препятствия это скрытые возможности, а значит НКО, вчера отстававшие в привлечении цифровых технологий, находят ресурсы для совершенствования своих компетенций в ответ на вызовы сегодняшнего дня. Оценить прогресс цифровизации  в сфере третьего сектора с помощью индекса базовых цифровых компетенций НКО станет задачей будущих исследований Центра.