Социальные экоуроки: от Пришвина — до протоиерея Александра Меня
Борис Кнорре выступил с докладом на конференции «Литературное наследие М.М. Пришвина: контекст отечественной и мировой культуры», приуроченной к 150-летию со дня рождения писателя.
Конференция «Литературное наследие М.М. Пришвина: контекст отечественной и мировой культуры» была организована ИМЛИ РАН совместно с Литературным институтом им. А.М. Горького и Государственным музеем истории российской литературы им. В.И. Даля. Борис Кнорре рассказал о своем исследовании в докладе на тему «“Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его...” Церковный вопрос в понимании Михаила Пришвина».
Борис Кнорре, доцент Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, проанализировал основные экспертные оценки религиозности писателя А.М. Эткинда, А.Н. Варламова, Я.З. Гришиной, А.М. Подоксенова, В.П.Визгина, а также славистов — И.А. Есаулова, Н.В.Борисовой, Е.Р. Боровской, С.А. Пошиной и И.Н. Александрова. Он отметил, что исследователи сегодня часто стремятся указать на те или иные христианские интуиции писателя, получившего в советское время имидж «певца природы», а сегодня имеющего гораздо более широкое признание, в том числе как экофилософ и как религиозный мыслитель. Принято отмечать недоверие Пришвина к институту церкви, но сегодня можно часто слышать о стремлении Пришвина латентно утверждать христианские ценности сквозь систему символов советской эпохи. Однако упускается из виду тот момент, что мыслитель многое отвергал в христианстве как таковом, которое он оценивал сквозь призму канонической церковной традиции, но и через идеи богоискателей и представителей сектантства.
Докладчик отметил, что какие бы христианские догмы Пришвин не высказывал, важнейшим моментом в его отношении к христианству было его религиозное отношение к природе, в которой он усматривал Бога, и в соответствии с отношением к которой даже делил верующих на «божественных» и «христиан-церковников». О такой градации, в частности, пишет И.Н. Александров в статье «“Размышления” М.М. Пришвина о православии в раннем дневнике 1905–1913 гг.».
Обнаружение Бога в природе и описания природы Пришвиным — связанные для писателя вещи, как бы это ни казалось парадоксальным в советскую эпоху. И в этой связи, по мнению Бориса Кнорре, становятся понятными утверждения Пришвина о том, что как свое погружение в природу, так и произведения о природе он рассматривает как религиозное служение. Не случайно он напоминает слова Христа о «разрушении храма» как символически указующие на внутренние причины разрушения церковной традиции. Также и утверждение Христа о воссоздании храма «в три дня» Пришвин воспроизводит, чтобы символически указать на попытки помочь людям восполнить тот вакуум, который образовался при отторжении церковной традиции большевиками. Пришвин чувствовал возможность замещения попавшей под атеистическое табу религиозности — погружением в красоту природы, и в более широком смысле — в чувство полноты жизни, которую природа дает. Заметим, что исследователи иногда указывают на то, что религиозный вакуум в советское время действительно восполнялся пиететом к биосфере, к природным сокровищам России. Например, со ссылкой на протоиерея Александра Меня такое утверждение делает Г.Р. Розенберг в комментариях к статье Линн Уайта младшего «Исторические корни нашего экологического кризиса».
Таким образом, как считает Борис Кнорре, на глубоком философском уровне Пришвин, предлагает модель русского и советского экокритицизма. Примером социального воплощения пришвинских идей сегодня является биосферный заказник «Журавлиная родина», организующий свою деятельность под руководством биолога О.С. Гринченко, которая не первый год работает над идеей объединения заказника и других ООПТ на территории урочищ, описанных Пришвиным в его дневниках и произведениях, в единый комплекс — национальный парк, который должен взять то же имя, которое сегодня носит и заказник. Нужно признать, что в соотнесении с пришвинской географией в Подмосковье сегодня действительно образуются эколого-просветительские сообщества, например, в рамках своего гуманитарного крыла регулярные встречи и семинары организуются в Сергиевом-Посаде.
По мнению Бориса Кнорре, значение Пришвина для организации экологического сообщества в России еще недостаточно оценено, и реализация идей «певца природы» еще впереди.