НКО и право: взгляд в историю
Анастасия Туманова приняла участие в Научно-практическом форуме с международным участием «Актуальные проблемы сравнительно-исторического правоведения и теоретико-правовых исследований» и выступила с докладом в рамках его тематической сессии.
Форум состоялся на факультете права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в НИУ ВШЭ. В ходе открытого диалога между исследователями науки и практиками произошел обмен опытом и идеями в сфере сравнительно-исторического правоведения и теоретико-правовых фундаментальных исследований. Участники форума также проанализировали ряд вопросов межрегиональной и международной научной коммуникации по актуальным направлениям развития юридической науки.
Анастасия Туманова, ведущий научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, профессор факультета права департамента теории права и сравнительного правоведения участвовала в форуме как руководитель секции «Сравнительно-правовые исследования в области истории отечественного государства и права», а также как докладчик по теме «Правовая регламентация деятельности некоммерческих организаций в Российской империи в сравнительно-правовом контексте».
Как известно, Россия принадлежит к странам, где традиционно сильны позиции государства. При поддержке Российского государства в последней трети XVIII в. возникли первые общественные организации: Вольное экономическое общество и элитарные английские клубы, были созданы организационные и институциональные рамки для развития институтов гражданского общества. Взаимоотношения публичной власти и общественных организаций в исторической ретроспективе проходили различные этапы и приобретали разные формы.
Можно вспомнить о том, что у Российского государства и общественности существует длительный опыт взаимодействия в области оказания социальных услуг. Отношения государства и общества в данной сфере в различные исторические периоды можно отнести к разным моделям. Так, в дореволюционной России не существовало государственной системы социального обеспечения, в силу чего им занимались различные организации взаимопомощи.
Начиная с 1890-х гг. в России формировались основы модели дополняющего сотрудничества. Государственные чиновники шли на разделение труда с эффективно функционировавшими и снискавшими себе авторитет общественными организациями. Активно формирующийся некоммерческий сектор и государство все чаще становились своеобразными деловыми партнерами по оказанию социальных услуг. Правление Николая I обернулось для НКО социальной сферы дальнейшим развитием. В 1830-е годы происходил численный рост благотворительных обществ.
Государство на протяжении всей истории развития общественных организаций производило контроль за их деятельностью, что было закреплено правовыми документами.
Так, например, как отметила докладчица: «В России разрешительный (концессионный) режим создания общественных организаций был закреплен Уставом благочиния (полицейским) Екатерины II от 8 апреля 1782 г., запрещавшим «зачинать общество, товарищество, братство… без ведома и согласия Управы благочиния (высшего органа полицейского надзора в городах». К концу XIX в. сохранялся административный разрешительный порядок и существовали жесткие юридические ограничения, препятствующие созданию общественных организаций.
Положение о свободе союзов было включено в текст Манифеста Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г. и более подробно оказалось регламентировано во «Временных правилах об обществах и союзах» от 4 марта 1906 года, в которых был закреплен статус и порядок регистрации общественных организаций. Тем самым государство признавало право на самостоятельное осуществление деятельности такими организациями, хотя, как отметила докладчица, этот документ и был подвергнут критике наиболее передовыми кругами общественной мысли того времени.
Многие правоведы считают, что усилия законодательства XIX в. во многом имело целью сохранить существующий строй, поэтому были и запретительные меры для тайных обществ.
В работе форума приняли участие научные и научно-педагогические работники образовательных и научных организаций России и зарубежных стран, а также практические специалисты и аспиранты.