• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Актуальная тема: НКО и гражданская активность

В рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции прошла сессия, участники которой обсудили НКО и гражданскую активность россиян.

Актуальная тема: НКО и гражданская активность

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

В своем обращении к участникам ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов отметил: «В программе конференции— более двух десятков интересных и актуальных тематических направлений. Ведущие российские и зарубежные ученые выступят с докладами по вопросам экономики, образования, социальной сферы, демографии, ситуации на рынке труда и другим темам, представят результаты исследований, которые будут использованы для развития экономики и общества нашей страны».

О трендах развития некоммерческих организаций и гражданских инициатив шел разговор на сессии, организованной Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, являющегося поставщиком мониторинговых данных, отражающих развитие российского гражданского общества. Кто и почему работает в некоммерческом секторе в России? Эти и другие вопросы обсудили участники дискуссии. 

О мотивации работы в НКО  

В рамках сессии сотрудники исследовательской группы ЦИРКОН Анастасия Сапонова и Валентина Решетова представили первый доклад, который был посвящен изучению профессиональной идентичности и мотивации работы в НКО.

Исследование состояло из трех частей. Сперва исследовательницы выполнили аналитический обзор вторичных источников. Затем провели полуформализованные интервью с руководителями и сотрудниками НКО. Всего было проведено 35 интервью, 20 из которых — с руководителями НКО. Заключительным этапом исследования стало проведение онлайн-опроса руководителей и сотрудников НКО.  В ходе онлайн-опроса было собрано 365 анкет, заполненных руководителями НКО, и 257 анкет, заполненных рядовыми сотрудниками НКО.

Исследователи привели такие данные о том, что 77% опрошенных сотрудников проработали в «третьем» секторе минимум 4 года, причем для 46% сотрудников работа в НКО является основной и единственной работой.

При этом материальное положение работников НКО можно описать как среднее. Так, 38% сотрудников НКО могут позволить себе покупку бытовой техники, но не могут купить новую машину, что выше среднего показателя для жителей РФ в целом (30%).

Большинство респондентов отметили, что им нравится их работа — они полностью ею удовлетворены, об этом сообщили 91% работников некоммерческого сектора.  Наибольшую удовлетворенность вызывают такие аспекты работы, как уровень свободы в принятии решений, гибкость рабочего графика, отношения с коллегами и подчиненными; условия для профессиональной самореализации. Однако многие из работников не удовлетворены уровнем заработной платы, также их беспокоят вопросы финансовой стабильности.

Ирина Мерсиянова задала вопрос докладчицам: «В чем практическая значимость вашего исследования?» Ольга Дроздова, руководитель социальных проектов и программ Агентства социальной информации, выступившего заказчиком исследования, отметила, что портрет среднестатистического сотрудника НКО и его мотивация могут быть использованы прежде всего самими НКО при поиске кадров и создании благоприятных условий для их работы. 

О мотивации добровольцев Нижнего Новгорода и Нижегородской области 

Тему мотивации продолжил доклад Надежды Сироткиной, доцента кафедры государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Нижнего Новгорода, целью которого были анализ мотивации тех жителей Нижнего Новгорода и Нижегородской области, кто занимается волонтерской деятельностью и оценка их удовлетворенности этой деятельностью.

«Особенность исследования, проведенного в 21 году, — в том, что это не классическое академическое исследование, а прикладное», — отметила докладчица. — Так, молодежь младше 20 лет предпочитает больше получать от волонтерской деятельности, молодежь же старше 30 склонна больше отдавать».

Результаты исследования, в частности, показали, что добровольцы старше 30 лет руководствуются в основном гуманистическими мотивами и проявляют большую готовность участвовать в однотипных проектах и выполнять рутинную работу. Мотивация молодых людей до 30 лет иная: их ожидания от волонтерской работы выше, молодые люди надеются, что этот вид деятельности позволит им приобрести новые навыки и опыт. Поэтому для привлечения и удержания волонтеров разных возрастных групп необходимо строить мотивационную политику с учетом этих особенностей.

Можно сказать, что респонденты в возрасте до 20 лет положительно воспринимают волонтерскую работу. В основном это связано с положительными эмоциями, которые дает такая деятельность. Респонденты от 21 до 30 лет оценивают ситуацию более рационально, предъявляют требования к обучению, квалификации кураторов и организации работы. Возрастная группа старше 30 лет, в отличие от более молодых людей, часто ставит перед собой цель не «получить опыт и навыки», а поделиться ими. Это особенно важно для волонтеров пенсионного возраста. Люди «третьего возраста» больше, чем молодежь, нуждаются в поощрении, обратной связи, признании их заслуг.

Вывод, который может быть использован организаторами волонтерской деятельности: каждая из рассмотренных категорий волонтеров нуждается в отдельном подходе, учитывающим различную мотивацию их участников. Также исследование позволяет сделать вывод о том, что потенциал для дальнейшего развития волонтерского движения достаточно высок как в Нижнем Новгороде, так и в малых городах России.

В то же время наблюдается тенденция снижения мотивации и интереса к волонтерской деятельности по мере «взросления» населения, что тоже заставляет задуматься при организации волонтерских проектов. 

О деятельности НКО, выполняющих функции иностранного агента 

Открытость и прозрачность деятельности НКО, выполняющих функции иностранного агента, исследовала Софья Сайгушинкая, аспирантка факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова. «НКО являются частью социально-экономического развития страны и принимают участие в формировании гражданского общества», — заявила докладчица. НКО-иноагент — организация, участвующая в политической деятельности и получающая иностранное финансирование. Гипотеза исследования состояла в том, что деятельность НКО-иноагентов более открыта и прозрачна, чем в других НКО.

По состоянию на май 2023 года в России насчитывалось более 210 тысяч некоммерческих организаций, из которых иностранными агентами являются 60 признаны иностранными агентами. Выборка исследования состоит из 60 обычных НКО и 60 НКО-иноагентов. Для открытости степени открытости и прозрачности в исследовании представлены следующие параметры: наличие сайта, наличие социальных сетей, наличие контактной информации, наличие финансовой отчетности, наличие устава.

В результате исследования было выявлено, что 51 организация вообще не имела информационных ресурсов, среди которых всего 15 являются иностранными агентами. Из 60 обычных НКО низкий уровень открытости имеют 46 организаций, средний уровень — 8 организаций, высокий — 7 организаций. Из 60 НКО-иноагентов низкий уровень открытости имеют 27 организаций, средний — 12 организаций, высокий — 20 организаций. 

Всего 5 организаций имеют максимально возможный уровень открытости, причем все они являются иностранными агентами. «Таким образом, гипотеза, которая была выдвинута, подтвердилась», — заключила докладчица.

Об институтах взаимодействия групп интересов и органов власти: на примере общероссийских общественных организаций инвалидов 

Заключительный доклад по теме «Факторы сохранения инерции институтов взаимодействия групп интересов и органов власти: на примере общероссийских общественных организаций инвалидов» был представлен Александром Бугровским, младшим научным сотрудником международной лаборатории исследований социальной интеграции.

Исследовательский вопрос, поставленный автором, состоял в том, каковы факторы сохранения инерции институтов взаимодействия групп интересов и органов власти по вопросам социальной защиты лиц с инвалидностью в России?

В рамках исследования выявлены четыре инерционных института подверженных инерции: финансовое, консультативное, имущественное взаимодействие, взаимодействие в информационной сфере.  «Инерция институтов — свойство институтов сохранять ключевые нормы, правила и непрерывно поддерживать практики в течение длительного времени», — пояснил докладчик. Взаимодействие Всероссийского общества инвалидов (ВОИ), Всероссийского общества слепых (ВОС), Всероссийского общества глухих (ВОГ) и органов власти происходит в контексте модели государственного корпоративизма, подразумевающего контроль способов и форм взаимодействия с ВОИ, ВОС, ВОГ, а также ограниченный доступ к внесению предложений и изменений в политический курс в отношении инвалидов.

Одним из выводов стало предположение, что инерция институтов взаимодействия ВОИ, ВОС, ВОГ с органами власти проявляется неравномерно. Докладчик подробно остановился на факторах сохранения инерции институтов взаимодействия, что может побудить соответствующие институции задуматься и сделать соответствующие выводы на будущее, которые могут повлиять на социальную интеграцию.

Модератором сессии выступил старший научный сотрудник Центра Владимир Беневоленский, который отметил актуальность темы и подчеркнул, что НКО наряду с промышленными предприятиями и бизнес-проектами вносят свой вклад в развитие экономической жизни страны.

Ознакомиться с материалами сессий подробнее