• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Сотрудничество и взаимоуважение — главный принцип Лицея ВШЭ

Александра Телицына провела мастер-класс в Малом зале Культурного Центра НИУ ВШЭ для родителей выпускников лицея ВШЭ на тему «Наставничество и развитие родительской культуры».

Сотрудничество и взаимоуважение — главный принцип Лицея ВШЭ

© Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ

Главный принцип Лицея ВШЭ — «сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса». Ребятам дают свободу выбора, их учат не бояться ошибаться, принимать решения и нести за них ответственность. Лицеисты сами определяют свою образовательную траекторию: составляют учебные планы и выбирают, какой предмет и на каком уровне хотят изучать. Родители выпускников беспокоятся о будущем своих детей, сами не успевают за скоротечными изменениями и ключевыми разломами привычной среды, внезапными изменениями мировозренческих матриц. Многие родители винят себя, боятся не так сориентировать своего ребенка, тревожатся о гиперсоциализации, сложностях развития цифровой личности, пытаются понять критерии онлайн зависимости или проблемного использования интернета.

Возникла потребность откровенного разговора на эти тревожащие родителей темы. Сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Александра Телицына провела мастер-класс по развитию культуры родительства и роли наставничества в этом процессе для родителей выпускников лицея ВШЭ.

Эксперт рассказала родителям, что вместе со своими детьми растут и развиваются сами родители. Она отметила, что научить ребенка не наступать на гусеницу так же важно для гусеницы, как и для ребенка. В разговоре были затронуты темы важности личного примера и неукоснительного уважения к человеческой личности. Во время мастер-класса все вместе искали ответ на вопрос: почему не все родители могут стать наставниками для своих детей, но при этом могут оказаться отличными наставниками для чужих?

В процессе разговора Александра Телицына подчеркнула, что наставник идет рядом с ребенком и способствует тому, чтобы тернистый путь познания мира стал интересным и простым. Он скорее как пастух, который «не создает» овец, он их просто сопровождает. Если родитель считает себя инженером-проектировщиком, то тогда вся ответственность падает на него — и за хорошее, и за плохое. А если родитель идет рядом с ребенком, позволяет раскрыться его потенциалу, помогает и поддерживает, и наставничество в этом случае помогает избежать чувства вины.

На мастер-классе участники выполнили ряд упражнений, которые помогли больше понять подростков, прочувствовать их смятения, тревоги, неуверенность в себе. Обсудили возможную потерю родительского авторитета, этапы неизбежной сепарации, и вопросы, касающиеся культуры родительствования.